Постановление Правительства Алтайского края от 28.12.2023 N 534 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие транспортной системы Алтайского края"
ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28.12.2023 N 534
г. Барнаул
Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие транспортной системы Алтайского края»
В целях реализации на территории Алтайского края государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596, в соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 09.08.2023 N 302 «Об утверждении порядка разработки и реализации государственных программ Алтайского края» Правительство Алтайского края постановляет:
1. Утвердить государственную программу Алтайского края «Развитие транспортной системы Алтайского края» (приложение).
2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Алтайского края:
от 05.08.2021 N 295 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие транспортной системы Алтайского края»;
от 18.11.2021 N 427 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 05.08.2021 N 295»;
от 20.12.2021 N 473 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 05.08.2021 N 295»;
от 07.02.2022 N 35 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 05.08.2021 N 295»;
от 05.03.2022 N 73 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 05.08.2021 N 295»;
от 21.06.2022 N 217 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 05.08.2021 N 295»;
от 13.12.2022 N 485 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 05.08.2021 N 295»;
от 14.03.2023 N 80 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 05.08.2021 N 295»;
от 05.09.2023 N 342 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 05.08.2021 N 295».
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края В.П. Томенко
ПРИЛОЖЕНИЕ
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Алтайского края
от 28.12.2023 N 534
государственная программа
Алтайского края «Развитие транспортной системы Алтайского края»
I. Стратегические приоритеты государственной программы Алтайского края «Развитие транспортной системы Алтайского края»
1. Оценка текущего состояния дорожно-транспортного комплекса
Алтайского края
Развитие транспортной и дорожной отраслей влияет на развитие сфер экономики.
В 2022 году в 1,4 раза увеличен объем средств на развитие дорожного хозяйства по сравнению с предыдущим годом. На строительство, реконструкцию, ремонт и приведение в нормативное состояние около 800 км автодорог и 26 искусственных сооружений направлено более 22 миллиардов рублей.
Основные средства направлены на масштабные и стратегически важные объекты дорожной инфраструктуры. За счет инфраструктурного кредита реализован крупный проект – реконструкция путепровода через железнодорожные пути в центре города Барнаула. Кроме того, велась разработка проектно-сметной документации на строительство новой трехуровневой развязки на Змеиногорском тракте, строительство обхода села Сузоп, подъезда к селу Яново, реконструкция автодороги Алтайское – Ая -Бирюзовая Катунь, а также ряд других объектов.
Значительный объем средств направлен на покупку техники. В 2022 году приобретено более 250 единиц (из них около половины – для нужд муниципальных образований) на общую сумму 2,1 миллиарда рублей. 39 единиц техники передано Славяносербскому району Луганской Народной Республики.
По сравнению с 2021 годом пассажиропоток Барнаульского аэропорта увеличился на 20 процентов и превысил 600–тысячный рубеж (в 2022 году - 627,6 тысячи пассажиров). Для дальнейшего увеличения его пропускной способности (до 1 миллиона 150 тысяч пассажиров) в год и повышения качества обслуживания в 2022 году дан старт проекту по строительству нового аэровокзального комплекса внутренних авиалиний (ООО «Новапорт Холдинг»). Работы планируется завершить в 2026 году.
Алтайский край первым в России начал заниматься перевозками скорыми пригородными поездами на неэлектрифицированных участках. Сегодня востребованы жителями современные поезда «Калина красная», «ВОСТОК», «Просторы Алтая» и «Просторы Алтая II», «Степной Экспресс». Ежемесячный пассажиропоток возрос до 70 тысяч пассажиров в месяц, что позволило обеспечить рентабельность маршрутов. Очередным этапом стал запуск в конце 2022 года скорого поезда «Барнаул – Славгород». Таким образом, пригородное сообщение стало доступно 845 тысячам жителей 23 районов и 9 городов (ранее - 16 районов и 7 городов).
В 2022 году речные грузоперевозки в Алтайском крае превысили почти тридцатилетний рекорд (1,2 миллиона тонн грузов), в том числе благодаря соглашению, заключенному между Правительством Алтайского края и Росморречфлотом. Это единственное в России подобное соглашение, заключенное на региональном уровне. Впервые за несколько десятилетий для Алтайского края в целях улучшения судоходной ситуации на реках приобретено новое судно – несамоходный земснаряд. В целом за год перенаправлено с автомобильного на внутренний водный транспорт более 59 тысяч грузовых автомобилей.
Продолжается обновление муниципального транспорта. 193 автобуса, приобретенные в 2021 году для нужд муниципальных образований края, обеспечили бесперебойное транспортное сообщение по 202 муниципальным маршрутам, из которых 34 маршрута были вновь установлены в 2022 году.
В 2022 году впервые выделены средства (более миллиарда рублей) на развитие системы городского электротранспорта. Реализуется мероприятие по приобретению 10 новых трамваев для города Барнаула, закуплено 7 троллейбусов для города Рубцовска. Городу Бийску в рамках мероприятий по развитию городского электрического транспорта предоставлены средства на предотвращение возможного банкротства. Кроме этого, в городах Барнауле, Бийске, Рубцовске проведена модернизация инфраструктуры городского электрического транспорта. В 2023 году на модернизацию и ремонт инфраструктуры городского электротранспорта предусмотрено 100 миллионов рублей.
Основными проблемами в сфере развития транспортной системы на текущем этапе являются:
перегруженность основных автомобильных магистралей и городских агломераций, слабая пропускная способность инфраструктуры, высокая степень износа инфраструктуры и основного капитала на транспорте и, как следствие, невосприимчивость к новым технологиям, в частности, к контейнерным перевозкам, высокие техногенные нагрузки транспорта на экологию и здоровье населения, недостаточно эффективная система безопасности;
высокий износ подвижного состава общественного транспорта.
Потенциал развития транспортной системы региона направлен на приведение качества дорог в соответствие с современными технологическими требованиями и стандартами, развитие инфраструктуры авиасообщения и расширение маршрутной сети, модернизацию железнодорожной инфраструктуры, развитие водного транспорта и создание современной транспортно-логистической инфраструктуры.
2. Приоритеты и цели государственной политики
в сфере развития транспортной системы
Приоритеты государственной политики в сфере развития транспортной системы установлены в следующих документах:
указы Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», от 04.02.2021 N 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации»;
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р;
транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р;
национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 15);
стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года, утвержденная законом Алтайского края от 06.09.2021 N 86-ЗС;
стратегия цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Алтайского края, утверждённая Губернатором Алтайского края, Председателем Правительства Алтайского края.
Приоритетами государственной политики в сфере реализации настоящей государственной программы являются:
развитие пассажирского транспорта общего пользования, включая обновление подвижного состава, развитие транспортных систем крупных городских агломераций, создание современной системы скоростных пассажирских перевозок, транспортно-пересадочных узлов и перехватывающих парковок;
увеличение пропускной способности и улучшение параметров автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, строительство автодорожных подходов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам;
увеличение пропускной способности внутренних водных путей;
обеспечение содержания и развития объектов транспортной инфраструктуры;
повышение экологичности и безопасности транспортного комплекса;
цифровизация транспортного комплекса в целях достижения «цифровой зрелости» транспортной отрасли и развития новых управленческих технологий.
Целью настоящей государственной программы является развитие сбалансированной транспортно-логистической системы Алтайского края, обеспечивающей высокие темпы развития экономики, реализацию экспортного и туристического потенциала региона, высокую транспортную мобильность населения.
3. Взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа разработана с учетом стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596.
4. Задачи государственного управления в сфере развития транспортной системы, способы их эффективного решения
С учетом приоритетов и целей государственного управления в сфере развития транспортной системы определены следующие ключевые задачи:
1. Развитие инфраструктуры авиасообщения и расширение маршрутной сети.
Расширение сети авиационных маршрутов будет достигаться применением механизма субсидирования авиаперевозчиков с целью компенсации недополученных доходов от осуществления воздушных перевозок пассажиров.
2. Повышение связанности территории края качественными автомобильными дорогами.
Продолжится формирование сети автомобильных дорог, отвечающей современным потребностям развивающейся экономики, содействие снижению аварийности и травматизма на автомобильных дорогах, сохранение дорожного хозяйства края как единого дорожно-транспортного комплекса и приведение в нормативное состояние сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, автоматизация управления дорожным движением.
3. Модернизация железнодорожной инфраструктуры.
Повышение доступности услуг железнодорожного транспорта будет обеспечено за счет развития современной эффективной транспортной инфраструктуры, строительство новых железнодорожных линий для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения, обновления парка пассажирского подвижного состава, модернизации постоянных устройств и сооружений.
4. Развитие водного транспорта.
Решение данной задачи будет обеспечено путем проведения дополнительных путевых работ с целью поддержания повышенных габаритов судового хода для увеличения грузо- и пассажиропотока, также для сохранения пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте предусматриваются средства на погашение убытков, полученных от перевозки пассажиров на пригородных линиях.
5. Создание современной транспортно-логистической инфраструктуры.
Повышение доступности услуг автомобильного общественного транспорта и городского электрического транспорта будет обеспечено за счет развития современной эффективной транспортной инфраструктуры, обновления парка общественного транспорта.
II. Правила предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в рамках реализации государственной программы Алтайского края «Развитие транспортной системы Алтайского края»
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на развитие городского электрического транспорта приведены в приложении 1 к государственной программе.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию инфраструктурных проектов в области дорожного хозяйства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета, приведены в приложении 2 к государственной программе
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения приведены в приложении 3 к государственной программе.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в целях внедрения интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек, в рамках реализации регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные качественные дороги» приведены в приложении 4 к государственной программе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к государственной программе Алтайского края «Развитие транспортной системы Алтайского края»
ПРАВИЛА
предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на развитие городского электрического транспорта
1. Настоящие Правила устанавливают порядок, цели и условия предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на развитие городского электрического транспорта (далее - «субсидии»).
2. Субсидии из краевого бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией мероприятий (далее - «Мероприятия»):
а) по модернизации и ремонту подвижного состава;
б) по модернизации и ремонту тяговых подстанций, кабельных линий городского электрического транспорта.
3. Субсидии муниципальным образованиям предоставляются Министерством транспорта Алтайского края (далее - «Министерство») в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства как получателя бюджетных средств, на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
4. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований в соответствии с распределением субсидий между бюджетами муниципальных образований, утвержденным законом Алтайского края о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и правовыми актами Правительства Алтайского края в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством.
5. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям на следующих условиях:
а) наличие муниципального правового акта, устанавливающего расходные обязательства по реализации мероприятий;
б) наличие инфраструктуры городского наземного электрического транспорта;
в) наличие заключенного соглашения между Министерством и местной администрацией муниципального образования (далее - «Соглашение») о предоставлении из краевого бюджета бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, при этом доля средств местного бюджета устанавливается в соответствии с предельным уровнем софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из краевого бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период, утвержденным Правительством Алтайского края, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным Соглашением обязательств.
6. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется на основании Соглашения, заключаемого в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Алтайского края.
Соглашение должно соответствовать требованиям, установленным действующими правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края, утвержденными постановлением Правительства Алтайского края, настоящими Правилами, и содержать обязательства муниципального образования по обеспечению:
достижения результатов использования субсидий;
выполнения условий предоставления субсидий, установленных пунктом 5 настоящих Правил;
представления отчетов по форме, установленной Соглашением, не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом:
а) о расходах бюджета муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
б) о достижении значений результатов использования субсидии;
в) о целевом использовании выделенных субсидий;
выполнения иных обязательств, связанных с обеспечением реализации Мероприятий.
7. Распределение субсидий между бюджетами муниципальных образований осуществляется на основании представленных сводных сметных расчетов стоимости Мероприятий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, согласованных исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
Размер субсидии для муниципального образования определяется исходя из стоимости запланированных (выполненных) в рамках реализации Мероприятий работ (услуг) по следующей формуле:
где:
- общий размер субсидии, предусмотренный в краевом бюджете на проведение Мероприятий, направленных на развитие городского электрического транспорта;
- размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го муниципального образования на реализацию Мероприятий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил;
- стоимость запланированных (выполненных) работ (услуг) / приобретаемых единиц подвижного состава при реализации i-го мероприятия муниципального образования;
- уровень софинансирования работ (услуг) из i-го бюджета муниципального образования при реализации i-го мероприятия в соответствии с условием предоставления субсидий местным бюджетам.
8. Перечисление субсидий в бюджеты муниципальных образований осуществляется в установленном порядке на счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства, на основании заявки от имени главы муниципального образования о перечислении средств краевого бюджета за выполненные работы в двух экземплярах.
К заявке прилагаются следующие документы:
решение (копия решения) муниципального образования о направлении субсидий на обновление подвижного состава городского электрического транспорта, модернизацию и ремонт подвижного состава, тяговых подстанций, кабельных линий городского электрического транспорта;
копия соглашения между муниципальным образованием и предприятием электротранспорта (при наличии);
копия платежного поручения, подтверждающего перечисление доли софинансирования из местного бюджета, в двух экземплярах.
выписка из протокола подведения итогов электронного аукциона, в случае если Мероприятия выполняются не самостоятельно предприятием электротранспорта;
копия контракта (договора) с предусмотренной ценой контракта (договора) в разрезе средств краевого и местного бюджетов, в случае если Мероприятия выполняются не самостоятельно предприятием электротранспорта;
копии акта о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат;
копия положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объектов модернизации и ремонта подвижного состава, тяговых подстанций, кабельных линий городского электрического транспорта;
копия акта ввода объекта в эксплуатацию.
9. Оценка эффективности использования субсидий осуществляется Министерством путем сравнения фактически достигнутых в отчетном году и установленных Соглашением значений результатов использования субсидий.
Контроль за соблюдением муниципальными образованиями достижения показателей результативности предоставления субсидий осуществляется Министерством.
10. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по достижению результатов предоставления субсидий, предусмотренных Соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в краевой бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается в соответствии с действующими правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края, утвержденными Правительством Алтайского края.
11. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
12. Остаток не использованных на 1 января очередного финансового года субсидий подлежит возврату в краевой бюджет в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.
13. Министерство и муниципальные образования в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств, а также за своевременное представление отчетности об использовании субсидий.
14. Министерство:
выступает главным администратором поступлений, указанных в пунктах 10-12 настоящих Правил;
принимает меры по своевременному и полному возврату субсидий муниципальными образованиями, в том числе обращается в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Алтайскому краю нарушением муниципальными образованиями бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный финансовый контроль за использованием бюджетных средств, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к государственной программе Алтайского края «Развитие транспортной системы Алтайского края»
ПРАВИЛА
предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию инфраструктурных проектов в области дорожного хозяйства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета
1. Настоящие Правила устанавливают порядок, цели и условия предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию инфраструктурных проектов в области дорожного хозяйства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 N 1189 «Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации» (далее – «субсидии»).
2. Субсидии из краевого бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией мероприятий инфраструктурных проектов в области дорожного хозяйства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета, перечень которых утвержден постановлением Правительства Алтайского края от 15.12.2021 N 461 «Об утверждении детализированного перечня мероприятий, реализуемых в рамках инфраструктурных проектов Алтайского края, отобранных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 N 1189» (далее соответственно – «Мероприятия», «Детализированный перечень»).
3. Субсидии муниципальным образованиям предоставляются Министерством транспорта Алтайского края (далее – «Министерство») в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства как получателя бюджетных средств, на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
4. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований в соответствии с распределением, утвержденным законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и правовыми актами Правительства Алтайского края, в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством.
5. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям на следующих условиях:
а) наличие муниципального правового акта, устанавливающего расходные обязательства по реализации мероприятий;
б) наличие заключенного соглашения между Министерством и местной администрацией муниципального образования (далее – «Соглашение») о предоставлении из краевого бюджета субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных Соглашением обязательств.
6. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется на основании Соглашения, заключаемого в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Алтайского края.
Соглашение должно соответствовать требованиям, установленным действующими правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края, утвержденными постановлением Правительства Алтайского края, настоящими Правилами, а также включать:
условия о проведении строительного контроля в отношении объектов капитального строительства, создаваемых и реконструируемых за счет средств предоставляемого субъекту Российской Федерации бюджетного кредита, федеральным бюджетным учреждением «Федеральный центр строительного контроля», находящимся в ведении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, возмещение затрат которого на осуществление такого строительного контроля осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» за счет средств указанного бюджетного кредита;
условия по осуществлению Федеральным казначейством в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейского сопровождения средств субсидии;
аналитические коды, формируемые Федеральным казначейством в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
и содержать обязательства муниципального образования по обеспечению:
достижения результатов использования субсидий;
выполнения условий предоставления субсидий, установленных пунктом 5 настоящих Правил;
представления отчетов по форме, установленной Соглашением, не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором была получена субсидия:
а) о расходах бюджета муниципального образования, в целях финансирования которых предоставляется субсидия;
б) о достижении значений результатов использования субсидии;
в) о целевом использовании выделенных субсидий;
исполнения требований Министерства по возврату средств в краевой бюджет в соответствии с действующими правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края, утвержденными Правительством Алтайского края;
синхронизации Мероприятий с выполнением работ в рамках реализуемых в муниципальных образованиях программ (планов) строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов недвижимого имущества, инженерных сетей и иных объектов;
выполнения иных обязательств, связанных с обеспечением реализации Мероприятий.
7. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям, на территории которых реализуются Мероприятия, в размере, предусмотренном Детализированным перечнем.
8. Перечисление субсидий муниципальным образованиям осуществляется в установленном порядке на счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства, на основании заявки муниципального образования.
К заявке прилагаются следующие документы:
решение (копия решения) муниципального образования о направлении субсидий на реализацию инфраструктурных проектов в области дорожного хозяйства;
выписка из протокола подведения итогов конкурсных процедур;
копия муниципального контракта с предусмотренной ценой контракта в разрезе средств краевого и местного бюджетов;
копии акта о приемке выполненных работ (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3);
отчет о выполнении лабораторного и инструментального контроля геометрических параметров и элементов инженерного обустройства дороги, утвержденный КГКУ «Алтайавтодор» или иной специализированной организацией, имеющей в своем составе лабораторию, подтвердившую компетенцию в соответствии с действующими государственными стандартами;
отчет о выполнении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства;
соглашение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства;
копия положительного заключения достоверности определения сметной стоимости объектов:
строительства, реконструкции и капитального ремонта - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
объектов ремонта - по решению заказчика;
копия акта ввода объекта в эксплуатацию для одногодичных объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта (акта приемки законченных работ по форме А-1, ГОСТ 32755-2014), для переходящих объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта копия акта ввода объекта в эксплуатацию по итогам завершения работ;
соглашение о взаимодействии при осуществлении контроля качества работ, выполненных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, заключенное между администрацией муниципального образования и КГКУ «Алтайавтодор», или контракт со специализированной организацией, имеющей в своем составе лабораторию, подтвердившую компетенцию в соответствии с действующими государственными стандартами, определенной по итогам конкурентных процедур, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В случае проведения контроля специализированной организацией Министерство имеет право на проведение выборочного контроля качества работ, выполненных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, финансируемых из краевого бюджета.
В случае перечисления средств муниципальному образованию для осуществления авансового платежа к заявке прилагается копия муниципального контракта, предусматривающего данный вид платежа. Размер авансового платежа определяется в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований в части установления авансовых платежей с представлением их копий.
9. Субсидии подлежат казначейскому сопровождению, операции по зачислению и списанию субсидий осуществляются и отражаются на лицевых счетах, открытых участникам казначейского сопровождения в установленном Федеральным казначейством порядке в территориальных органах Федерального казначейства.
10. Оценка эффективности использования субсидий осуществляется Министерством путем сравнения фактически достигнутых в отчетном году и установленных Соглашением значений результатов использования субсидий.
Контроль за соблюдением муниципальными образованиями достижения показателей результативности осуществляется Министерством.
11. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидий допущены нарушения обязательств по достижению результатов предоставления субсидии, предусмотренных Соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидий в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в краевой бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидий, рассчитывается в соответствии с действующими правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края, утвержденными Правительством Алтайского края.
12. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
13. Не использованные остатки субсидий подлежат возврату в краевой бюджет до окончания текущего года.
14. Министерство и муниципальные образования в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств, а также за своевременное представление отчетности об использовании субсидий.
15. Министерство:
выступает главным администратором поступлений, указанных в пунктах 11 – 13 настоящих Правил;
принимает меры по своевременному и полному возврату субсидий муниципальными образованиями, в том числе обращается в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Алтайскому краю нарушением муниципальными образованиями бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
16. Государственный финансовый контроль за использованием бюджетных средств, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к государственной программе Алтайского края «Развитие транспортной системы Алтайского края»
ПРАВИЛА
предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок, цели и условия предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов (далее – «субсидии»).
2. Субсидии из краевого бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также по капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов (далее – «Мероприятия»).
3. Субсидии муниципальным образованиям предоставляются Министерством транспорта Алтайского края (далее – «Министерство») в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства как получателя бюджетных средств, на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
4. Распределение субсидий между бюджетами муниципальных образований утверждается законом Алтайского края о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и правовыми актами Правительства Алтайского края, в соответствии с действующими правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края, утвержденными Правительством Алтайского края.
5. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям на следующих условиях:
а) наличие муниципального правового акта, устанавливающего расходные обязательства по реализации мероприятий;
б) наличие заключенного соглашения между Министерством и местной администрацией муниципального образования (далее – «Соглашение») о предоставлении из краевого бюджета субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, при этом доля средств местного бюджета устанавливается в соответствии с предельным уровнем софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из краевого бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период, утвержденным Правительством Алтайского края, и ответственность за неисполнение предусмотренных Соглашением обязательств.
6. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется на основании Соглашения, заключаемого в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Алтайского края.
Соглашение должно соответствовать требованиям, установленным действующими правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края, утвержденными постановлением Правительства Алтайского края, настоящими Правилами, и содержать обязательства муниципального образования по обеспечению:
достижения результатов использования субсидии;
выполнения условий предоставления субсидий, установленных пунктом 5 настоящих Правил;
предоставления отчетов по форме, установленной Соглашением, не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором была получена субсидия:
а) о расходах бюджета муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
б) о достижении значений результатов использования субсидии;
в) о целевом использовании выделенных субсидий;
синхронизации мероприятий с выполнением работ в рамках реализуемых в муниципальных образованиях программ (планов) строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов недвижимого имущества, инженерных сетей и иных объектов;
выполнения иных обязательств, связанных с обеспечением реализации мероприятий.
7. Распределение субсидий между бюджетами муниципальных образований осуществляется в зависимости от численности населения муниципального образования, с учетом исполнения муниципальным образованием требований бюджетного законодательства Российской Федерации в части полноты формирования и использования средств муниципальных дорожных фондов, источником финансового обеспечения которых являются собственные доходы муниципального образования с учетом остатков на 1 января предшествующего года.
Размер субсидии для одного муниципального образования не может быть менее 800 тыс. рублей.
В случае необходимости осуществления муниципальными образованиями мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, расходы на реализацию которых превышают размер средств муниципального дорожного фонда (источником финансового обеспечения которого являются собственные доходы муниципального образования), направляемых на вышеуказанные цели, а также мероприятий, направленных на предоставление субсидий для достижения показателей по увеличению нормативного состояния доли дорожной сети городских агломераций в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», на основании письменного обращения органа местного самоуправления в Правительство Алтайского края с указанием суммы расходов и оценки их влияния на социально-экономическое положение муниципальных образований и при наличии соответствующих бюджетных ассигнований краевого бюджета бюджетам соответствующих муниципальных образований предусматривается дополнительный объем субсидий. Распределение субсидий осуществляется между бюджетами муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством с учетом технического состояния объекта транспортной инфраструктуры.
8. Перечисление субсидий в бюджеты муниципальных образований осуществляется в установленном порядке на казначейские счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства, на основании заявки от имени главы муниципального образования о перечислении средств краевого бюджета за выполненные работы в 2 экземплярах.
К заявке прилагаются следующие документы:
решение (копия решения) муниципального образования о направлении субсидий на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения;
выписка из протокола подведения итогов электронного аукциона;
копия муниципального контракта с предусмотренной ценой контракта в разрезе средств краевого и местного бюджетов;
копии акта о приемке выполненных работ (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3);
отчет о выполнении лабораторного и инструментального контроля геометрических параметров и элементов инженерного обустройства дороги, утвержденный КГКУ «Алтайавтодор» или иной специализированной организацией, имеющей в своем составе лабораторию, подтвердившую компетенцию в соответствии с действующими государственными стандартами;
отчет о выполнении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства;
соглашение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства;
копия положительного заключения достоверности определения сметной стоимости объектов:
строительства, реконструкции и капитального ремонта - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
объектов ремонта - по решению заказчика.
копия акта ввода объекта в эксплуатацию (акта приемки законченных работ по форме А-1);
копия платежного поручения, подтверждающего перечисление доли софинансирования из местного бюджета, в 2 экземплярах;
соглашение о взаимодействии при осуществлении контроля качества работ при ремонте автомобильных дорог общего пользования местного значения, заключенное между администрацией муниципального образования и КГКУ «Алтайавтодор», или контракт со специализированной организацией, имеющей в своем составе лабораторию, подтвердившую компетенцию в соответствии с действующими государственными стандартами, определенной по итогам конкурентных процедур, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В случае проведения контроля специализированной организацией Министерство имеет право на проведение выборочного контроля качества работ при капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог общего пользования местного значения, финансируемых из краевого бюджета;
обращение о направлении средств муниципального образования на софинансирование объектов в 2 экземплярах.
В случае перечисления средств муниципальному образованию для осуществления авансового платежа к заявке прилагается копия муниципального контракта, предусматривающего данный вид платежа. Размер авансового платежа определяется в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований в части установления авансовых платежей с представлением их копий.
9. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством путем сравнения фактически достигнутых в отчетном году и установленных Соглашением значений результатов использования субсидии.
Контроль за соблюдением муниципальными образованиями достижения показателей результативности осуществляется Министерством.
10. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по достижению результатов предоставления субсидий, предусмотренных Соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в краевой бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается в соответствии с действующими правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края, утвержденными Правительством Алтайского края.
11. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
12. Остаток не использованных на 1 января очередного финансового года субсидий подлежит возврату в краевой бюджет в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.
13. Министерство и муниципальные образования в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств, а также за своевременное представление отчетности об использовании субсидии.
14. Министерство:
выступает главным администратором поступлений, указанных в пунктах 10 – 12 настоящих Правил;
принимает меры по своевременному и полному возврату субсидии муниципальным образованием, в том числе обращается в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Алтайскому краю нарушением муниципальным образованием бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
15. Государственный финансовый контроль за использованием бюджетных средств, связанных с предоставлением субсидии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
к государственной программе Алтайского края «Развитие транспортной системы Алтайского края»
ПРАВИЛА
предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в целях внедрения интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек, в рамках реализации федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные качественные дороги»
1. Настоящие Правила устанавливают цели и порядок, условия предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек, в рамках реализации федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные качественные дороги» за счет средств федерального бюджета (далее соответственно - ИТС, «субсидии»).
2. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Алтайского края, возникающих при реализации мероприятия «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тыс. человек».
3. Субсидии муниципальным образованиям предоставляются Министерством транспорта Алтайского края (далее – «Министерство») в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства как главного распорядителя бюджетных средств на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
4. Размер субсидии муниципальному образованию определяется исходя из размера субсидии, направляемой на городскую агломерацию, согласно приложению к Правилам предоставления и распределения с 2024 года субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тыс. человек, в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596.
5. Оценка эффективности использования субсидий осуществляется Министерством транспорта Алтайского края путем сопоставления фактически достигнутых значений результатов использования субсидий с их плановыми значениями, а также последовательное повышение существующего уровня зрелости интеллектуальных транспортных систем городских агломераций.
6. Результатом предоставления субсидий является соответствие внедренного периферийного оборудования подсистем интеллектуальной транспортной системы утвержденному техническому проекту интеллектуальной транспортной системы Алтайского края.
7. Условием предоставления субсидии является заключение соглашения о предоставлении субсидии.
8. Обязательством расходования субсидии является осуществление муниципальным образованием закупок конкурентными способами определения поставщика, подрядчика (исполнителя) на поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг) в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
9. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного в форме электронного документа посредством государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», заключенного между муниципальным образованием Алтайского края и Министерством транспорта Алтайского края, в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Соглашение заключается в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
10. В соглашении о предоставлении субсидии в том числе содержатся:
10.1. сведения об объеме субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования;
10.2. целевое назначение субсидии;
10.3. показатели результативности использования субсидии;
10.4. график перечисления субсидии, составляемый с учетом оценки ожидаемых платежей, случаи и порядок внесения в него изменений и порядок контроля за его исполнением;
10.5. условия расходования субсидии;
10.6. обязательства муниципального образования:
при внедрении интеллектуальных транспортных систем доля применяемых технических средств и программного обеспечения, являющихся российскими товарами, должна составлять не менее 70 процентов общего количества технических средств и программного обеспечения, используемых в таких интеллектуальных транспортных системах;
по завершении реализации мероприятий, направленных на достижение показателей результативности (в том числе по приемке товаров, выполнения соответствующих работ, оказания услуг), до 1 декабря текущего года (за исключением работ, технологический цикл выполнения которых превышает указанный срок, а также случаев, когда соглашением предусмотрен иной срок);
по обеспечению заключения контрактов на выполнение мероприятий, предусмотренных соглашением, в сроки, обеспечивающие своевременное достижение показателей результативности;
по внедрению периферийного оборудования подсистем интеллектуальной транспортной системы в соответствии с техническим проектом интеллектуальной транспортной системы Алтайского края;
по представлению отчетов об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии;
10.7. ответственность сторон за нарушение условий соглашения, в том числе ответственность муниципального образования за достоверность обоснования потребности в финансировании.
11. При отсутствии потребности в средствах субсидии у муниципального образования, в том числе в случае образования экономии по результатам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, муниципальное образование представляет соответствующие уведомления в Министерство транспорта Алтайского края.
12. Не использованные по состоянию на 1 января очередного финансового года муниципальным образованием средства субсидии подлежат возврату в краевой бюджет.
13. В случае нецелевого использования средств субсидии муниципальное образование, должностные лица органов муниципального образования несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
14. Контроль за соблюдением условий предоставления (расходования) средств субсидии осуществляется главным распорядителем бюджетных средств и органами государственного финансового контроля.