Правовые акты Алтайского края
ПРАВОВЫЕ АКТЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Постановление Правительства Алтайского края от 28.12.2023 N 517 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28.12.2023                                                                                                   N 517

 

г. Барнаул

 

Об утверждении государственной программы Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами»

 

 

В целях реализации на территории Алтайского края государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, в соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 09.08.2023 N 302 «Об утверждении порядка разработки и реализации государственных программ Алтайского края» Правительство Алтайского края постановляет:

1.  Утвердить  прилагаемую государственную  программу Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами».

2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Алтайского края:

от 31.07.2019 N 297 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами»;

от 30.09.2019 N 368 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.07.2019 N 297»;

от 29.06.2020 N 279 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.07.2019 N 297»;

от 15.09.2020 N 397 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.07.2019 N 297»;

от 03.12.2020 N 516 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.07.2019 N 297»;

от 02.04.2021 N 111 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.07.2019 N 297»;

от 31.05.2021 N 188 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.07.2019 N 297»;

от 28.09.2021 N 362 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.07.2019 N 297»;

от 29.12.2021 N 496 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.07.2019 N 297»;

от 27.06.2022 N 232 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.07.2019 N 297»;

от 16.02.2023 N 45 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.07.2019 N 297»;

от 22.05.2023 N 165 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.07.2019 N 297»;

от 02.08.2023 N 292 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.07.2019 N 297»;

от 12.10.2023 N 382 «О внесении изменения в постановление Правительства Алтайского края от 31.07.2019 N 297»;

от 13.12.2023 N 482 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.07.2019 N 297».

3. Настоящее постановление вступает в законную силу с 01.01.2024.

 

 

Губернатор Алтайского края,

Председатель Правительства

Алтайского края                                                                               В.П. Томенко

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Алтайского края

от 28.12.2023 N 517

 

 

 

государственная программа

Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами»

 

I. Стратегические приоритеты государственной программы Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами»

 

 

1. Оценка текущего состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края

 

Инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края включает в себя 1753 котельные малой теплоэнергетики, более 3 тыс. км тепловых, 14 тыс. км водопроводных и 2,2 тыс. км канализационных сетей. Услуги централизованного теплоснабжения поставляются в 263 населенных пункта Алтайского края, услуги водоснабжения и водоотведения – в 820 населенных пунктах. Природным газом пользуются порядка 360 тыс. жителей края, газифицировано более 146 тысяч квартир и домовладений. Уровень газификации Алтайского края на 01.01.2023 – 16,6 %.

В сферах малой теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения Алтайского края работают 268 организаций, в которых трудятся 15 тыс. человек.

Вследствие разветвленной сети объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры уровень их износа в крае существенный: по состоянию на 01.01.2023 он составляет по объектам теплоснабжения: котельные – 59,2 %, тепловые сети 66,3 %, водоснабжения: объекты водозабора 72,7 %, станции водоподготовки 51,1 %, водонасосные объекты 72,4 %, водопроводные сети 72,2 %, водоотведения: очистные сооружения 71,37 %, насосные станции 71,97 %, канализационные сети 77 %.  Порядка 48 % сетей теплоснабжения и 46 % сетей водоснабжения требуют замены и, как следствие, существенных капитальных вложений на их обновление.

Ежегодно органам местного самоуправления оказывается финансовая помощь в виде субсидий, направленная на мероприятия по реконструкции и капитальному ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства.

В 2022 году на реализацию мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры из бюджетов всех уровней направлено порядка 3 млрд. рублей. Данные средства направлены на капитальный ремонт 77 водозаборных скважин, 24 водонапорных башен, 32,7 км водопроводных, 23,5 км тепловых и 83,6 км газовых сетей, было построено 16 модульных котельных и 4 газовые котельные, заменено 154 водогрейных котла.

В целом качество теплоснабжения улучшено для 285 тысяч жителей Алтайского края, качество водоснабжения – для 198 тысяч человек.

Результатом такой работы стало сокращение количества технологических нарушений на объектах малой теплоэнергетики в отопительном периоде 2022 – 2023 годов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем в 2 раза.

Алтайский край в 2022 году своевременно вошел в отопительный сезон, во всех муниципальных образованиях края сформирован нормативный запас угля. Впервые в Алтайском крае по состоянию на 15.11.2022 паспорта готовности к осенне-зимнему периоду получили 96 % муниципальных образований.

Новым направлением стало участие региона в реализации мероприятий по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов и Фонда национального благосостояния. На реализацию 7 проектов по реконструкции объектов тепло- и водоснабжения в городах Барнауле, Бийске и Новоалтайске в 2022 году в Алтайский край поступило 762 млн. рублей средств Фонда национального благосостояния, на строительство объектов водоснабжения в рамках 3 проектов привлечено 78 млн. рублей из средств инфраструктурных бюджетных кредитов.

В 2023 году Алтайский край приступил к реализации региональной программы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на период 2023 – 2027 годов, в рамках которой с участием средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» планируется реализация проектов по реконструкции и капитальному ремонту систем тепло- и водоснабжения Алтайского края (замена инженерных сетей, установка насосных станции, резервуаров чистой воды, реконструкция биологических очистных сооружений производительностью 10 тыс. м3 в г. Яровое).

В целях обеспечения потребителей региона природным газом реализуется Программа развития газоснабжения и газификации Алтайского края на период 2021 – 2025 годов, утвержденная Губернатором Алтайского края и Председателем Правления ПАО «Газпром». В 2022 году в рамках Программы осуществлен запуск ГРС Ребриха – построено 77 км магистрального газопровода.

Во исполнение поручения Президента  Российской Федерации от 02.05.2021 N Пр-753 в рамках мероприятий по социальной догазификации населенных пунктов в Алтайском крае по состоянию на 01.01.2023 обеспечено технической возможностью подключения к природному газу более 21 тысячи домовладений. При этом газораспределительные сети подведены до границ 10977 земельных участков.

Через Алтайский край с севера на юго-восток проходит магистральный газопровод «Новосибирск – Барнаул – Бийск – Горно-Алтайск с отводом на г. Белокуриха» проектной пропускной способностью 1,5 млрд. куб. м в год.

По состоянию на 01.01.2023 в Алтайском крае действует 23 газораспределительных станции. Сеть распределительных газопроводов состоит из 6048,3 км, природным газом газифицировано 146202 квартиры и 2049 потребителей (коммунально-бытовые и жилищно-коммунальные объекты, сельскохозяйственные и промышленные объекты, отопительные котельные).

Потребление природного газа в крае за 2022 год составило 809,3 млн. куб. м. Структура потребления природного газа в Алтайском крае выглядит следующим образом:

промышленные предприятия – 65,8 %;

коммунально-бытовые предприятия – 2,1 %;

население – 32,1 %.

В целом деятельность коммунального комплекса Алтайского края характеризуется неравномерным развитием систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, высоким уровнем износа, низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.

Данная ситуация в коммунальном хозяйстве сложилась вследствие неудовлетворительного финансового положения организаций, осуществляющих деятельность в указанной сфере, высокими затратами и отсутствием экономических стимулов для снижения издержек, неэффективной системы управления, неразвитой конкурентной среды.

Кроме того, высокая степень износа основных фондов коммунальной инфраструктуры связана с недоступностью долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов.

Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на коммунальные услуги с использованием нормативной рентабельности не стимулирует организации коммунального комплекса к снижению собственных издержек.

Во многих муниципальных образованиях отмечается несоответствие требуемого и фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем уступил место аварийно-восстановительным работам.

Следствием высокого износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры также является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей.

Для повышения качества коммунальных услуг, снижения износа основных фондов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунального комплекса при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы повысить качество предоставления коммунальных услуг, улучшить экологическую ситуацию на территории края без значительного повышения тарифов.

Существующие очистные сооружения сточных вод на территории Алтайского края в большинстве своем находятся в неудовлетворительном состоянии, морально устарели и физически изношены. Некоторые очистные сооружения не обеспечивают нормативной очистки сточных вод из-за неполного состава сооружений.

К основным проблемам водоснабжения и водоотведения населения края относятся:

дефицит доброкачественной воды, обусловленный недостаточной мощностью отдельных водопроводов, нерациональным использованием в летний период на полив приусадебных участков, значительными потерями воды в изношенных системах транспортировки;

использование водоисточников, в том числе без очистки и обеззараживания, и питьевой воды, не отвечающих гигиеническим требованиям;

отсутствие ограждений I пояса зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения;

отсутствие установленных зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения;

невостребованность большинства разведанных участков месторождений подземных вод из-за удаленности их от потребителей и необходимости прокладки магистральных водоводов;

неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных и канализационных сооружений и сетей;

ухудшение качества воды поверхностных и подземных водных объектов, в ряде случаев до уровня непригодного для хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Сектор водоснабжения и водоотведения является наиболее капиталоемким из всех секторов коммунального хозяйства. Многие инвестиционные проекты имеют значительный срок окупаемости, что делает их непривлекательными для частных инвесторов. Возможности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций ограничены. Организации коммунального комплекса также не в состоянии реализовывать затратные проекты в секторе водоснабжения и водоотведения.

Потенциал развития жилищно-коммунального хозяйства региона заключается в повышении надежности и эффективности работы систем тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения путем строительства новых объектов и проведения капитального ремонта существующих, во внедрении новейших технологий, в том числе с учетом требований научно-технического прогресса.

 

2. Приоритеты и цели государственной политики

в сфере жилищно-коммунального хозяйства

 

Приоритеты государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства обозначены в следующих документах:

указах Президента Российской Федерации:

от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р;

национальном проекте «Жилье и городская среда», паспорт которого утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16);

Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268-р;

стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года, утвержденной законом Алтайского края от 06.09.2021 N 86-ЗС;

стратегии цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Алтайского края, утвержденной Губернатором Алтайского края, Председателем Правительства Алтайского края 24.11.2023 N 150-п.

Приоритетами государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются:

развитие и повышение эффективности функционирования энергетических отраслей и системы жилищно-коммунального хозяйства;

снижение уровня потерь тепловой энергии и аварийности на тепловых сетях, в том числе за счет увеличенного темпа обновления объектов теплосетевой инфраструктуры;

снижение удельного расхода топлива, увеличение доли использования в виде топлива природного и сжиженного газа;

развитие магистральных и распределительных сетей теплоснабжения, в том числе для надежного и качественного обеспечения потребностей нового жилищного строительства;

сокращение нормативных и коммерческих потерь на сетях водоснабжения, снижение уровня аварийности на сетях и объектах водоснабжения;

снижение неконтролируемого аварийного износа сетей водоотведения, приводящего к попаданию неочищенных стоков на рельеф местности и в водные объекты;

снижение уровня аварийности на объектах коммунального хозяйства;

создание условий для бесперебойного обеспечения населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами;

обеспечение сохранности источников питьевого водоснабжения и экологической безопасности водных ресурсов.

Целью настоящей государственной программы является обеспечение населения качественными жилищно-коммунальными услугами на территории края.

 

3. Взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации

 

Настоящая государственная программа разработана с учетом стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710.

 

4. Задачи государственного управления в сфере развития жилищно-коммунального хозяйства, способы их эффективного решения

 

С учетом приоритетов и целей государственного управления в сфере развития  жилищно-коммунального хозяйства определены следующие ключевые задачи:

1.      Повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса –

будет обеспечено за счет строительства и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки, предусмотренных региональными программами.

2. Повышение надежности функционирования систем водоснабжения и водоотведения –

будет обеспечено за счет модернизации, строительства, проведения капитального ремонта  водопроводных и канализационных сетей, водозаборных скважин, водонапорных башен.

3. Создание условий для модернизации объектов теплоснабжения

будет обеспечено путем установки модульных котельных установок, отопительных котлов, проведения капитального ремонта тепловых сетей.

4. Модернизация систем коммунальной инфраструктуры

будет осуществляться посредством увеличения протяженности замененных инженерных сетей.

5. Повышение доступности и качества услуг по газификации потребителей сжиженным и природным газом

будет обеспечено путем  строительства внутрипоселковых газопроводов и газовых котельных.

6. Развитие и повышение эффективности функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства

будет осуществляться поддержка муниципальных учреждений с целью расчета за топливно-энергетические ресурсы, граждан путем обеспечения затрат, связанных с оплатой  коммунальных услуг, а также формирование  аварийного запаса материально-технических средств и резерва оборудования в целях своевременного устранения повреждений и неисправностей на объектах коммунальной инфраструктуры.

7. Возмещение территориальным сетевым организациям, функционирующим в Алтайском крае, выпадающих доходов, образованных вследствие установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии ниже уровня единых (котловых) тарифов

будет обеспечена компенсация территориальным сетевым организациям, функционирующим в Алтайском крае, выпадающих доходов, образованных вследствие установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии ниже уровня единых (котловых) тарифов.

 

II. Правила предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в рамках реализации государственной программы Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами»

 

Правила предоставления из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований субсидий на обеспечение расчетов за топливно-энергетические ресурсы, потребляемые муниципальными учреждениями, а также создание муниципальных запасов твердого топлива приведены в приложении 1 к настоящей государственной программе.

Правила предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, техническому перевооружению объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения  приведены в приложении 2 к настоящей государственной программе.

Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию инфраструктурных проектов в области коммунального хозяйства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета,  приведены в приложении 3 к настоящей государственной программе.

Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры  приведены в приложении 4 к настоящей государственной программе.

Правила предоставления субсидий из краевого бюджета  бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов газификации и капитальному ремонту эксплуатируемых газовых котельных приведены в приложении 5 к настоящей государственной программе.

Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий в области коммунального хозяйства, источником финансового обеспечения которых является бюджетный кредит, предоставляемый за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, приведены в приложении 6 к настоящей государственной программе.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к государственной программе Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами»

 

 

 

 

ПРАВИЛА

предоставления из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований субсидий на обеспечение расчетов за топливно-энергетические ресурсы, потребляемые муниципальными учреждениями, а также создание муниципальных запасов твердого топлива

 

1. Настоящие Правила определяют цель, порядок и условия предоставления из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований субсидий на обеспечение расчетов за уголь, природный газ, тепловую энергию, потребляемые муниципальными учреждениями, а также создание муниципальных запасов твердого топлива (далее – «субсидии»).

Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, в которых объекты теплоснабжения функционируют в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии), связанных с обеспечением расчетов за топливно-энергетические ресурсы, потребляемые муниципальными учреждениями, а также созданием муниципальных запасов твердого топлива (далее – «мероприятия»). Распределение субсидий, предусмотренных законом Алтайского края о краевом бюджете, осуществляется в соответствии с пунктами 7, 8 настоящих Правил.

Муниципальный резервный запас твердого топлива, создаваемый за счет средств субсидий, должен использоваться теплоснабжающими предприятиями на возмездной основе в целях оказания содействия в создании данными предприятиями нормативного запаса твердого топлива к очередному отопительному периоду.

2. Условием предоставления субсидий местным бюджетам является выполнение муниципальными образованиями обязательств долевого участия в софинансировании мероприятий, указанных в пункте 1 настоящих Правил, включая оплату расходов по доставке угля и расходов на приобретение твердого топлива для создания муниципальных запасов твердого топлива, а также расходов на проведение проверки качества угля, приобретенного муниципальными учреждениями, в соответствии с установленным предельным уровнем софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемым ежегодно распоряжением Правительства Алтайского края.

3. Главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на предоставление субсидий, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (Минстрой Алтайского края).

4. Субсидии муниципальным образованиям предоставляются Минстроем Алтайского края в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Минстрою Алтайского края как получателю бюджетных средств, на цели, указанные в абзаце втором  пункта 1 настоящих Правил.

5. Предоставление субсидии бюджету муниципального образования осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Минстроем Алтайского края и администрацией муниципального образования в соответствии с требованиями Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 23.12.2019 N 532 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края», а также Типовой формой, утвержденной приказом Министерства финансов Алтайского края (далее – «соглашение»). Соглашение заключается в электронной форме в системе учета соглашений Министерства финансов Алтайского края с использованием квалифицированной электронной подписи. При отсутствии технической возможности – на бумажном носителе.

6. Перечисление субсидий в бюджеты муниципальных образований осуществляется на казначейские счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства.

7. Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется пропорционально утвержденной годовой потребности в угле, природном газе, тепловой энергии для муниципальных учреждений на отопительный период с учетом коэффициента труднодоступности. Указанные средства  направляются на обеспечение расчетов за уголь, природный газ, тепловую энергию, потребляемые муниципальными учреждениями, а также создание муниципальных запасов твердого топлива. Объем субсидии рассчитывается по следующей формуле:

CiMO=(CкбЧViMO/ Vобщ)Чk, где:  

 

CiMO – размер выделяемой субсидии бюджету муниципального образования;

Cкб – размер средств, предусмотренный в краевом бюджете на предоставление субсидии;

Vобщ – размер средств на приобретение угля, природного газа, тепловой энергии согласно общей утвержденной годовой потребности муниципальных учреждений муниципальных образований;

ViMO – размер средств на приобретение угля, природного газа, тепловой энергии согласно годовой потребности муниципальных учреждений отдельного муниципального образования;

k – коэффициент труднодоступности территории муниципального образования.

8. В случае принятия решения о выделении дополнительных средств в текущем финансовом году часть субсидии, которая не распределена между бюджетами муниципальных образований в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, распределяется между бюджетами муниципальных образований на финансовое обеспечение расходов, связанных с неотложной необходимостью при прохождении отопительного сезона, на основании письменного обращения органа местного самоуправления в Минстрой Алтайского края с указанием суммы расходов и причин их возникновения. Распределение субсидий осуществляется между бюджетами муниципальных образований распоряжением Правительства Алтайского края.

9. Порядок создания муниципального запаса твердого топлива, его приобретения, хранения, отпуска, а также основания получения и обязательства получателя твердого топлива по возмещению его стоимости определяются органами местного самоуправления муниципальных образований.

10. Не использованные по состоянию на 1 января очередного финансового года остатки предоставленных из краевого бюджета субсидий подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с действующим законодательством.

11. Муниципальные образования представляют отчет о целевом использовании субсидии ежемесячно не позднее трех рабочих дней месяца, следующего за отчетным. Форма отчета утверждается Минстроем Алтайского края в установленном порядке.

12. Оценка эффективности использования субсидии в отчетном финансовом году осуществляется путем сравнения плановых и фактически достигнутых муниципальным образованием показателей результативности использования субсидии, установленных соглашением.

13. С целью осуществления контроля достижения показателей результативности Минстрой Алтайского края вправе участвовать в проверках качества приобретенного муниципальными учреждениями угля.

14. Минстрой Алтайского края до 10 февраля года, следующего за отчетным, представляет отчет о целевом использовании субсидий в Министерство финансов Алтайского края.

15. Минстрой Алтайского края и муниципальные образования в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств, а также за своевременное представление отчетности об использовании субсидии.

16. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по достижению результатов использования субсидии, предусмотренных соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в краевой бюджет, рассчитывается в соответствии с действующими Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края, утвержденными Правительством Алтайского края.

17. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий ее предоставления, в том числе невозврата муниципальным образованием средств в краевой бюджет в соответствии с пунктами 10 и 16 настоящих Правил, к муниципальному образованию применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

18. Минстрой Алтайского края выступает главным администратором поступлений, указанных в пунктах 10, 16 настоящих Правил, и принимает меры по своевременному и полному возврату субсидии муниципальным образованием, в том числе обращается в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Алтайскому краю нарушением муниципальным образованием бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

19. Контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий предоставления субсидий осуществляется Минстроем Алтайского края и органом внутреннего государственного финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к государственной программе Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами»

 

 

 

 

ПРАВИЛА

предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, техническому перевооружению объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения

 

1. Общие положения предоставления субсидий

 

1.1. Настоящие Правила определяют цель, порядок и условия предоставления из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Алтайского края (далее – «муниципальные образования») на софинансирование расходных обязательств по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, техническому перевооружению объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, источником финансового обеспечения которых являются в том числе средства федерального бюджета (далее – «субсидии»).

1.2. Субсидии предоставляются в целях оказания муниципальным образованиям финансовой поддержки при исполнении ими расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий муниципальных программ в области жилищно-коммунального хозяйства, направленных:

а) на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения;

б) на техническое перевооружение объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, в том числе приобретение материалов и оборудования для очистки питьевой воды;

в) на приобретение материалов и оборудования для проведения капитального ремонта объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения (далее – «Мероприятия»).

1.3. Субсидии муниципальным образованиям предоставляются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее – «Министерство») в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства как получателя бюджетных средств, на цели, указанные в пункте 1.2 настоящих Правил.

 

 

 

2. Условия и порядок предоставления субсидий

 

2.1. Для рассмотрения возможности получения субсидии администрацией муниципального образования представляется в Министерство следующий комплект документов:

а) заявка (письмо в произвольной форме) с обоснованием необходимости и целесообразности реализации Мероприятий с привлечением субсидии из краевого бюджета;

б) сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, утвержденный администрацией муниципального образования;

в) копия положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации);

г) сведения о наличии обращений жителей о необходимости реализации Мероприятий в органы местного самоуправления.

2.2. Предоставление субсидии осуществляется с учетом следующих критериев:

а) наличие муниципальной программы, предусматривающей реализацию Мероприятий;

б) обеспечение софинансирования реализации Мероприятий за счет средств бюджета муниципального образования;

в) социальная значимость, выраженная числом жителей населенного пункта, которым реализация Мероприятий позволит улучшить качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;

г) экономическая эффективность реализации Мероприятий, выраженная в виде снижения затрат на топливно-энергетические ресурсы и оплату труда, а также эксплуатационных расходов.

2.3. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется на основании заключенных между Министерством и администрациями муниципальных образований соглашений о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований из краевого бюджета  в соответствии с требованиями Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 23.12.2019 N 532 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края», а в случае предоставления субсидий, источником финансового обеспечения которых являются в том числе средства федерального бюджета, в соответствии с требованиями Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее – «Соглашение»). Соглашение заключается в электронной форме в системе учета соглашений Министерства финансов Алтайского края с использованием квалифицированной электронной подписи. При отсутствии технической возможности – на бумажном носителе.

2.4. Размер субсидии определяется исходя из стоимости запланированных (выполненных) в рамках реализации Мероприятий работ (услуг) по следующей формуле:

 

S=(RЧK)dM,

 

где:

S – размер субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования на реализацию Мероприятий;

R – стоимость запланированных (выполненных) работ (услуг) при реализации Мероприятий;

K – предельный уровень софинансирования расходных обязательств муниципального образования, определяемый в соответствии с абзацами седьмым и восьмым настоящего пункта;

M – объем бюджетных ассигнований, утвержденных Министерству на цели, указанные в пункте 1.2. настоящих Правил.

Предельный уровень софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период ежегодно утверждается распоряжением Правительства Алтайского края.

В случае предоставления субсидий, источником финансового обеспечения которых являются также средства федерального бюджета, предельный уровень софинансирования расходных обязательств муниципальных образований определяется в соответствии с условиями соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта, заключенного с главным распорядителем средств федерального бюджета.

2.5. Перечисление субсидии в бюджет муниципального образования осуществляется в установленном порядке на казначейский счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства.

 

3. Контроль соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий

 

3.1. Остаток не использованной на 1 января очередного финансового года субсидии подлежит возврату в краевой бюджет в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.

3.2. Муниципальное образование ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство отчет о целевом использовании субсидии и выполнении исполнителями графиков выполнения работ согласно заключенным муниципальным контрактам (договорам), а также достижении значений результатов использования субсидии.

3.3. Министерство до 10 февраля года, следующего за годом предоставления субсидий, представляет отчет о целевом использовании субсидий в Министерство финансов Алтайского края.

3.4. Министерство и муниципальное образование в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации несут ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств, а также за своевременное представление отчетности об использовании субсидии.

3.5. Оценка эффективности использования субсидии в отчетном финансовом году осуществляется путем сравнения плановых и фактически достигнутых муниципальным образованием значений результатов предоставления субсидии, установленных Соглашением.

3.6. Основания и порядок применения мер финансовой ответственности к муниципальным образованиям в случае нарушения обязательств, предусмотренных соглашениями, определяются в соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 23.12.2019 N 532 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».

3.7. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий ее предоставления, в том числе невозврата муниципальным образованием средств в краевой бюджет в соответствии с пунктами 3.1, 3.6  настоящих Правил, к муниципальному образованию применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

3.8. Министерство выступает главным администратором поступлений, указанных в пунктах 3.1, 3.6  настоящих Правил, и принимает меры по своевременному и полному возврату субсидии муниципальным образованием, в том числе обращается в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Алтайскому краю нарушением муниципальным образованием бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

3.9. Контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий предоставления субсидий осуществляется Министерством и органом внутреннего государственного финансового контроля.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

к государственной программе Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами»

 

 

 

 

ПРАВИЛА

предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию инфраструктурных проектов в области коммунального хозяйства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета

 

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию инфраструктурных проектов в области коммунального хозяйства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 N 1189 «Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации» (далее – «субсидии»).

2. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией инфраструктурных проектов в области коммунального хозяйства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета, перечень которых утвержден постановлением Правительства Алтайского края от 15.12.2021 N 461 «Об утверждении детализированного перечня мероприятий, реализуемых в рамках инфраструктурных проектов Алтайского края, отобранных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 N 1189» (далее соответственно – «Мероприятия», «Детализированный перечень»).

3. Субсидии предоставляются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее – «Министерство») в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства как получателя средств, на цели, указанные в  настоящих Правилах.

4. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований в соответствии с распределением, утвержденным законом Алтайского края о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и правовыми актами Правительства Алтайского края в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством.

5. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований на следующих условиях:

а) наличие принятого в установленном порядке муниципального правового акта, устанавливающего расходные обязательства муниципального образования по реализации Мероприятий;

б) наличие заключенного соглашения между Министерством и администрацией муниципального образования (далее – «Соглашение»).

6. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется на основании Соглашений, заключенных в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Алтайского края.

Соглашение заключается в электронной форме в системе учета соглашений Министерства финансов Алтайского края с использованием квалифицированной электронной подписи. При отсутствии технической возможности – на бумажном носителе.

Соглашение должно соответствовать требованиям, установленным действующими правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края, утвержденными Правительством Алтайского края, и содержать в том числе:

условия о проведении строительного контроля в отношении объектов капитального строительства, создаваемых и реконструируемых за счет средств предоставляемого субъекту Российской Федерации бюджетного кредита, федеральным бюджетным учреждением «Федеральный центр строительного контроля», находящимся в ведении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, возмещение затрат которого на осуществление такого строительного контроля осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» за счет средств указанного бюджетного кредита;

условия по осуществлению Федеральным казначейством в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейского сопровождения средств субсидии;

аналитические коды, формируемые Федеральным казначейством в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

обязательства муниципального образования по обеспечению:

достижения результатов использования субсидии, а также соблюдения сроков реализации Мероприятий;

представления отчета об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также отчета о достижении значений результата использования субсидии (формы отчетов устанавливаются Соглашением):

а) отчет о достижении значений результата использования субсидии – не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

б) отчет о расходах бюджета муниципального образования, в целях финансового обеспечения которых предоставляются субсидии, – не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

исполнения требований Министерства по возврату средств в краевой бюджет в соответствии с действующими правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края;

выполнения иных обязательств, установленных законодательством Российской Федерации, настоящими Правилами.

7. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям, на территории которых реализуются Мероприятия, в размере, предусмотренном Детализированным перечнем.

8. Перечисление субсидий муниципальным образованиям осуществляется в установленном порядке на счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства, на основании заявок муниципальных образований.

Заявка представляется в форме письменного обращения за подписью главы муниципального образования.

9. Субсидии подлежат казначейскому сопровождению, операции по зачислению и списанию субсидий осуществляются и отражаются на лицевых счетах, открытых участникам казначейского сопровождения в установленном Федеральным казначейством порядке в территориальных органах Федерального казначейства.

10. Результат использования субсидии устанавливается Соглашением и соответствует результатам соглашения о реализации инфраструктурных проектов, заключенного между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Алтайского края. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством путем сравнения фактически достигнутых в отчетном году и установленных Соглашением значений результатов использования субсидии.

Контроль за достижением муниципальными образованиями результатов использования субсидий осуществляется Министерством.

11. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по достижению результатов использования субсидии, предусмотренных Соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в краевой бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается в порядке, установленном действующими правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края, утвержденными Правительством Алтайского края.

12. В случае нецелевого использования и (или) нарушения муниципальным образованием условий предоставления субсидии, в том числе невозврата муниципальным образованием средств в краевой бюджет в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, к муниципальному образованию применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

13. Неиспользованные остатки субсидий подлежат возврату в краевой бюджет до окончания текущего года.

14. Министерство и муниципальные образования в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств, а также своевременное предоставление отчетности.

15. Министерство выступает главным администратором поступлений, указанных в пунктах 11 - 13 настоящих Правил, и принимает меры по своевременному и полному возврату субсидии муниципальным образованием, в том числе обращается в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Алтайскому краю нарушением муниципальным образованием бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

16. Государственный финансовый контроль за использованием бюджетных средств, связанных с предоставлением субсидии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

к государственной программе Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами»

 

 

 

 

ПРАВИЛА

предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры

 

 

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края (далее – «муниципальные образования») на реализацию мероприятий региональной программы «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры Алтайского края» на 2023 – 2027 годы, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 19.01.2023 N 11 (далее – «региональная программа»), финансируемых с участием средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий», предоставляемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2022 N 2253 «Об утверждении Правил предоставления публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 – 2027 годы и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации».

2. Используемые в настоящих Правилах понятия «мероприятия региональной программы», «объект коммунальной инфраструктуры», «модернизация объекта коммунальной инфраструктуры», «участники, реализующие мероприятия региональной программы» употребляются с учетом значений, определенных в Правилах предоставления публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 – 2027 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2022 N 2253.

3. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации мероприятий региональной программы.

4. Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется согласно приложению 2 к региональной программе и утверждается в соответствии с бюджетным законодательством.

5. Субсидии бюджетам муниципальных образований предоставляются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее – «Министерство») в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства как получателя бюджетных средств, на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил.

6. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований на следующих условиях:

а) наличие принятого в установленном порядке муниципального правового акта, устанавливающего расходные обязательства муниципального образования, возникающие при реализации мероприятий региональной программы;

б) наличие проектной документации, направленной на модернизацию объекта коммунальной инфраструктуры, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (положительное заключение государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости модернизации объекта коммунальной инфраструктуры в случае, если экспертиза проектной документации объекта коммунальной инфраструктуры не является обязательной);

в) наличие следующих обязательств муниципального образования:

по обеспечению достижения целевых показателей региональной программы;

по обеспечению достижения доли фактического значения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Алтайскому краю по итогам каждого года реализации региональной программы не менее 80 процентов значения указанного индекса, утвержденного Правительством Российской Федерации на соответствующий год;

по осуществлению в году, следующем за годом завершения соответствующих мероприятий региональной программы, расчетов за коммунальные ресурсы с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета в не менее чем 90 процентов многоквартирных домов от общего количества многоквартирных домов, подключенных (технологически присоединенных) к объектам коммунальной инфраструктуры, в отношении которых реализуются мероприятия региональной программы;

по обеспечению утверждения (корректировки, изменения) в отношении участников, реализующих мероприятия региональной программы, инвестиционных программ организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и (или) организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в целях учета в указанных инвестиционных программах мероприятий региональной программы, а также по обеспечению ежегодного (с 2023 по 2027 год) исполнения таких инвестиционных программ в объеме не менее 90 процентов предусмотренного объема их финансирования;

по обеспечению ежегодной фактической собираемости платежей за коммунальные услуги не менее значения среднестатистических данных по Алтайскому краю за 3 года, предшествующих году предоставления финансовой поддержки: с 2024 года – для участников, реализующих мероприятия региональной программы, с 2026 года – для всех организаций, осуществляющих деятельность в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования;

по обеспечению начиная с 2023 года своевременной полной оплаты коммунальных услуг органами местного самоуправления муниципального образования и находящимися в их ведении муниципальными учреждениями, а также лицами, финансовое обеспечение (возмещение) затрат которых по оплате коммунальных услуг осуществляется за счет средств соответствующего местного бюджета;

г) наличие заключенного между Министерством и администрацией муниципального образования соглашения о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования из краевого бюджета (далее – «соглашение»), соответствующего требованиям, указанным в пункте 7 настоящих Правил.

7. Предоставление субсидии бюджету муниципального образования осуществляется на основании соглашения, заключенного в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Алтайского края.

Соглашение заключается в электронной форме в системе учета соглашений Министерства финансов Алтайского края с использованием квалифицированной электронной подписи. При отсутствии технической возможности – на бумажном носителе.

Соглашение должно соответствовать требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края, утвержденными постановлением Правительства Алтайского края от 23.12.2019 N 532 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края» (далее – «Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований»), и содержать в том числе:

обязательства муниципального образования, указанные в подпункте «в» пункта 6 настоящих Правил;

обязательства муниципального образования:

по достижению результатов использования субсидии, определенных в пункте 10 настоящих Правил, соблюдению сроков реализации мероприятий региональной программы;

по представлению в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчета об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также отчета о достижении значений результатов использования субсидии (формы отчетов устанавливаются соглашением);

по исполнению требований Министерства по возврату средств в краевой бюджет в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований.

8. Размер субсидии определяется исходя из стоимости запланированных (выполненных) работ (услуг) в рамках реализации мероприятия региональной программы  по следующей формуле:

Si=RiЧ(100%-Мi)-ВБi,

где:

Si – размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го муниципального образования на реализацию мероприятия региональной программы;

Ri – стоимость запланированных (выполненных) работ (услуг) при реализации мероприятия региональной программы на соответствующий финансовый год в i-м муниципальном образовании;

Мi – доля софинансирования работ (услуг) на соответствующий финансовый год из бюджета i-го муниципального образования при реализации мероприятия региональной программы;

ВБi – объем средств внебюджетных источников на реализацию мероприятия региональной программы на соответствующий финансовый год в i-м муниципальном образовании.

9. Заявка представляется в форме письменного обращения за подписью главы муниципального образования с обоснованием необходимости и целесообразности реализации мероприятий региональной программы на территории соответствующего муниципального образования с привлечением субсидии.

Перечисление субсидий муниципальным образованиям осуществляется в установленном порядке на счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства, на основании заявок муниципальных образований.

10. Результаты использования субсидии устанавливаются соглашением в соответствии с региональной программой и договором о предоставлении финансовой поддержки за счет средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, заключенным между публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» и Алтайским краем. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством путем сравнения фактически достигнутых в отчетном году и установленных соглашением значений результатов использования субсидии.

Контроль за достижением муниципальными образованиями результатов использования субсидий осуществляется Министерством.

11. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по достижению результатов использования субсидии, предусмотренных соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в краевой бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается в порядке, установленном Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований.

12. Остаток не использованных на 1 января очередного финансового года средств субсидии подлежит возврату в краевой бюджет в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.

13. В случае нецелевого использования и (или) нарушения муниципальным образованием условий предоставления субсидии, в том числе невозврата муниципальным образованием средств в краевой бюджет в соответствии с пунктами 11 – 12 настоящих Правил, к муниципальному образованию применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

14. Министерство и администрации муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств, а также своевременное представление отчетности.

15. Министерство выступает главным администратором поступлений, указанных в пунктах 11 – 13 настоящих Правил, и принимает меры по своевременному и полному возврату субсидии муниципальным образованием, в том числе обращается в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Алтайскому краю нарушением муниципальным образованием бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

16. Контроль за соблюдением муниципальным образованием условий предоставления субсидий осуществляется Министерством и органами государственного финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

17. Министерство до 1 февраля года, следующего за годом предоставления субсидии, представляет отчет о целевом использовании субсидий в Министерство финансов Алтайского края.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

к государственной программе Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами»

 

 

 

 

ПРАВИЛА

предоставления субсидий из краевого бюджета  бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов газификации и капитальному ремонту эксплуатируемых газовых котельных

 

1. Общие положения о предоставлении субсидий

 

1.1. Настоящие Правила определяют цель, порядок и условия предоставления из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Алтайского края (далее – «муниципальные образования») на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов газификации и капитальному ремонту эксплуатируемых газовых котельных (далее – «субсидии»).

1.2. Главным распорядителем направляемых на предоставление субсидий средств (далее – «Главный распорядитель») является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (Минстрой Алтайского края).

1.3. Субсидии муниципальным образованиям предоставляются Минстроем Алтайского края в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период на мероприятия по проектированию, строительству, реконструкции объектов газификации и капитальному ремонту эксплуатируемых газовых котельных.

 

 2. Условия предоставления субсидий

 

2.1. Для рассмотрения возможности предоставления субсидии администрацией муниципального образования Главному распорядителю представляется заявка с обоснованием необходимости и целесообразности реализации мероприятий с привлечением субсидии.

2.2. Условиями предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований края являются:

обеспечение муниципальным образованием софинансирования мероприятий за счет средств бюджета муниципального образования;

гарантия муниципального образования обеспечить достижение (выполнение) значений показателей результативности использования субсидии при заключении соглашения о предоставлении субсидии;

обеспечение выполнения обязательств Правительства Алтайского края при реализации программы развития газоснабжения и газификации Алтайского края (инвестиции ПАО «Газпром»);

предотвращение аварийного состояния объекта теплоснабжения, представляющего угрозу жизни населения.

2.3. Предоставление субсидий осуществляется при условии соответствия одному или нескольким из следующих критериев:

необходимость завершения реализации инвестиционного проекта;

наличие объектов с высокой степенью готовности к вводу в эксплуатацию, а также объектов, готовых в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации и Алтайского края, к началу строительства;

достижение муниципальным образованием ранее принятых обязательств в полном объеме;

создание возможности газоснабжения новых производств в зонах инвестиционной активности;

увеличение объема поставки и транспортировки природного газа.

2.4. Предоставление субсидии бюджету муниципального образования осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Минстроем Алтайского края и администрацией муниципального образования в соответствии с Типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Алтайского края (далее – «соглашение»).

2.5. Размер субсидии определяется исходя из стоимости запланированных (выполненных) работ (услуг) в рамках реализации мероприятия  по следующей формуле:

S = R x (100 % - M), где:

 S – размер субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования на реализацию мероприятия;

R – стоимость запланированных (выполненных) работ (услуг) при реализации мероприятия на соответствующий финансовый год;

M – доля софинансирования работ (услуг) из бюджета муниципального образования при реализации мероприятия. Предельный уровень софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период ежегодно утверждается распоряжением Правительства Алтайского края.

2.6. Перечисление субсидий в бюджеты муниципальных образований осуществляется на казначейские счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства.

2.7. Распределение субсидий между бюджетами муниципальных образований утверждается правовыми актами Правительства Алтайского края пообъектно.

2.8. В случае внесения в закон Алтайского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период и (или) правовой акт Правительства Алтайского края изменений, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, в целях софинансирования реализации которых предоставляется субсидия, в соглашение вносятся соответствующие изменения.

Основанием для внесения изменений в соглашение также является изменение сметной стоимости реализации мероприятий, на софинансирование которых предоставляется субсидия, по результатам проверки достоверности сметной стоимости объектов и (или) уменьшение цены муниципального контракта по результатам проведения конкурентной процедуры на право его заключения.

Внесение изменений в соглашения о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований из краевого бюджета, предусматривающих ухудшение значений результатов использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий, не допускается, за исключением случаев изменения значений целевых показателей и индикаторов государственных программ, а также сокращения размера субсидии.

2.9. Оценка эффективности использования субсидии в отчетном финансовом году осуществляется путем сравнения плановых и фактически достигнутых показателей результативности использования субсидии муниципальным образованием, установленных соглашением:

а) уровень технической готовности объекта, достигнутый в результате использования субсидии (процентов);

б) объем денежных средств субсидии, освоенный на отчетную дату  (тыс. рублей).

2.10.  В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по достижению результатов использования субсидии, предусмотренных соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в краевой бюджет, рассчитывается в соответствии с действующими Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края.

2.11. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий ее предоставления, в том числе невозврата муниципальным образованием средств в краевой бюджет, к муниципальному образованию применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение о приостановлении перечисления субсидии бюджету муниципального образования либо о сокращении ее объема не принимается в случае, если условия предоставления субсидии не были выполнены в силу обстоятельств непреодолимой силы.

 

3. Контроль соблюдения целей, условий и порядка

предоставления субсидий

 

3.1. Остаток не использованной на 1 января очередного финансового года субсидии подлежит возврату в краевой бюджет в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.

3.2. Муниципальное образование ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляет Главному распорядителю отчет о целевом использовании субсидии и выполнении исполнителями графиков выполнения работ согласно заключенным муниципальным контрактам (договорам).

3.3. Главный распорядитель и муниципальное образование в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств, а также за своевременное представление отчетности об использовании субсидии.

3.4. В случае выявления фактов существенных нарушений муниципальным образованием целей, условий и порядка предоставления субсидии, установленных настоящими Правилами, Главный распорядитель со дня выявления таковых направляет муниципальному образованию требование о возврате субсидии в краевой бюджет в соответствии с условиями соглашения. Возврат производится не позднее 30 календарных дней со дня получения требования от Главного распорядителя по реквизитам и коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, указанным в требовании.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

к государственной программе Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами»

 

 

 

 

ПРАВИЛА

предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий в области коммунального хозяйства, источником финансового обеспечения которых является бюджетный кредит, предоставляемый за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета

 

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий, одобренных президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, по направлениям, указанным в подпунктах «а», «д» пункта 3 Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2023 N 525 (далее – «Правила предоставления бюджетных кредитов»).

2. Источником финансового обеспечения субсидий являются средства федерального бюджета, поступившие в краевой бюджет в виде бюджетного кредита за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления бюджетных кредитов.

3. Целью предоставления субсидий является финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникших при реализации мероприятий, перечень которых утвержден постановлением Правительства Алтайского края от 02.08.2023 N 293 «Об утверждении детализированного перечня мероприятий, реализуемых в рамках мероприятий, одобренных президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, реализуемых по направлениям, указанным в пункте 3 Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2023 N 525» (далее соответственно – «одобренные мероприятия», «Детализированный перечень»), по следующим направлениям:

а) проектирование, строительство, реконструкция (модернизация) и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры (в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения);

б) реконструкция, модернизация действующих котельных, работающих на угле и мазуте, при их переводе на биотопливо (в том числе пеллеты) и проектирование, строительство новых котельных, работающих на биотопливе.

4. Субсидии предоставляются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее – «Министерство») в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства как получателя бюджетных средств, на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил.

5. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований, на территории которых подлежат реализации одобренные мероприятия, в размере, предусмотренном Детализированным перечнем.

6. Субсидии предоставляются при соблюдении муниципальными образованиями следующих условий:

а) наличие принятого в установленном порядке муниципального правового акта, устанавливающего расходные обязательства муниципального образования по реализации одобренных мероприятий;

б) наличие заключенного в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Алтайского края, соглашения о предоставлении субсидии между Министерством и администрацией муниципального образования (далее – «Соглашение»).

7. Соглашение заключается в электронной форме в системе учета соглашений Министерства финансов Алтайского края с использованием квалифицированной электронной подписи. При отсутствии технической возможности – на бумажном носителе.

Соглашение должно соответствовать требованиям, установленным действующими правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края, утвержденными Правительством Алтайского края, а также содержать:

а) условия по осуществлению Федеральным казначейством в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейского сопровождения средств субсидии;

б) включение условий об осуществлении Федеральным казначейством в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейского сопровождения средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в заключаемые муниципальными образованиями соглашения о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям муниципального образования), муниципальные контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг на сумму 100000,0 тыс. рублей и более для обеспечения муниципальных нужд, контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг на сумму 100000,0 тыс. рублей и более бюджетными и автономными учреждениями муниципального образования, а также в контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг на сумму более 3000,0 тыс. рублей исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), муниципальных контрактов (контрактов, договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;

в) включение в соглашения (договоры) и муниципальные контракты (контракты, договоры), указанные в подпункте «б» настоящего пункта, условий о проведении Федеральным бюджетным учреждением «Федеральный центр строительного контроля» строительного контроля в отношении объектов капитального строительства, создаваемых и реконструируемых за счет средств субсидии;

г) указание аналитических кодов, формируемых Федеральным казначейством в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, в соглашениях (договорах) и муниципальных контрактах (контрактах, договорах), указанных в подпункте «б» настоящего пункта, а также в распоряжениях о совершении казначейских платежей;

д) значения результатов предоставления субсидии и обязательства муниципального образования по достижению результатов предоставления субсидии, а также соблюдению сроков реализации одобренных мероприятий.

Значения результатов должны соответствовать результатам, установленным соглашением о реализации мероприятий в области коммунального хозяйства, заключенным между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Алтайского края;

е) условие о представлении в Министерство не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчета об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и отчета о достижении значений результата использования субсидии по формам, установленным Соглашением;

ж) условие о порядке и сроках исполнения требований Министерства по возврату средств в краевой бюджет в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.

8. Перечисление субсидий муниципальным образованиям осуществляется в установленном порядке на счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства, на основании заявки муниципального образования в форме письменного обращения за подписью главы муниципального образования.

9. Оценка эффективности использования субсидий осуществляется Министерством на основании отчетов, указанных в подпункте «е» пункта 7 настоящих Правил, путем сравнения фактически достигнутых в отчетном году и установленных Соглашениями значений результатов использования субсидий.

10. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по достижению значений результата ее предоставления, предусмотренных Соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования в краевой бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается в порядке, установленном действующими правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края.

11. Неиспользованные остатки субсидий подлежат возврату в краевой бюджет до окончания текущего года.

12. В случае нецелевого использования и (или) нарушения муниципальным образованием условий предоставления субсидии, в том числе невозврата муниципальным образованием средств в краевой бюджет в соответствии с пунктами 10, 11 настоящих Правил, к муниципальному образованию применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

13. Министерство выступает главным администратором поступлений, указанных в пунктах 10 - 12 настоящих Правил, и принимает меры по своевременному и полному возврату субсидии муниципальным образованием, в том числе обращается в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Алтайскому краю нарушением муниципальным образованием бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

14. Контроль за соблюдением администрациями муниципальных образований целей, условий и порядка предоставления субсидий осуществляется Министерством и уполномоченными органами государственного финансового контроля.

 

Постановление Правительства Алтайского края "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами" от 28.12.2023 N 517