Закон Алтайского края от 05.12.2023 N 99-ЗС "Об общественных наставниках несовершеннолетних в Алтайском крае"
ЗАКОН
Алтайского края
Об общественных наставниках несовершеннолетних
в Алтайском крае
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»), законом Алтайского края от 15 декабря 2002 года N 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае» устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью общественных наставников несовершеннолетних в Алтайском крае.
Статья 1. Основные понятия, цели и задачи деятельности общественных наставников
1. Общественный наставник несовершеннолетних (далее – общественный наставник) – гражданин, отвечающий требованиям, установленным настоящим Законом, и оказывающий помощь в воспитании и защите прав несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа.
2. Для целей настоящего Закона применяются иные понятия в значениях, определенных Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», иными федеральными законами и законами Алтайского края.
3. Основными целями деятельности общественного наставника являются:
1) участие в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними в целях предупреждения антиобщественных действий несовершеннолетних, совершения общественно опасных деяний, преступлений, в том числе повторно;
2) взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
4. Основными задачами деятельности общественного наставника являются:
1) содействие в обеспечении предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетнего, выявлении и устранении причин и условий, способствующих этому, защите прав и законных интересов несовершеннолетних;
2) участие в проводимой органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних cоциально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
3) участие в выявлении и пресечении случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Статья 2. Требования к общественным наставникам
1. Общественным наставником может быть совершеннолетний гражданин Российской Федерации, проживающий в том же муниципальном образовании, что и несовершеннолетний, по своим деловым и моральным качествам способный выступать положительным примером для несовершеннолетнего. В качестве общественных наставников не могут назначаться представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являющиеся исполнителями мероприятий межведомственной индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего.
2. Общественный наставник выполняет свои обязанности на добровольной и безвозмездной основе до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет либо до отмены наставничества.
3. Общественными наставниками не могут быть лица:
1) лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
2) имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи;
3) имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в пункте 2 настоящей части;
4) имеющие психические заболевания, больные наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом.
4. Лица из числа указанных в пункте 2 части 3 настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), могут быть допущены к наставнической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края в соответствии с частью 2.1 статьи 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений».
Статья 3. Предложения о кандидатурах общественных наставников
1. Предложения о кандидатурах общественных наставников в муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссия) вносят органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы государственной власти и местного самоуправления с приложением следующих документов:
1) заявление;
2) анкета кандидата в общественные наставники;
3) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
4) справка из психоневрологического и наркологического диспансеров о том, что кандидат в общественные наставники не состоит на учете в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
5) характеристика с места работы (службы) или учебы кандидата в общественные наставники;
6) письменное согласие на получение, хранение, использование, обработку персональных данных.
2. Формы заявления и анкеты кандидата в общественные наставники устанавливаются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края. В анкете обязательно указывается об отсутствии обстоятельств, указанных в части 3 статьи 2 настоящего Закона.
Статья 4. Порядок закрепления общественных наставников
1. Комиссия в течение 30 календарных дней:
1) рассматривает поступившие предложения о кандидатах в общественные наставки;
2) организует собеседование с кандидатами в общественные наставники и по результатам собеседования на заседании комиссии принимает решение о закреплении общественного наставника за несовершеннолетним с учетом письменного мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, и с согласия его родителей или иных законных представителей. Решение комиссии оформляется постановлением.
2. При закреплении общественного наставника за несовершеннолетним учитывается характер, возраст, другие обстоятельства, характеризующие личность несовершеннолетнего, а также согласие общественного наставника выполнять возлагаемые на него обязанности по отношению к конкретному несовершеннолетнему.
3. Комиссия в пятидневный срок со дня принятия решения о закреплении общественного наставника за несовершеннолетним в письменной форме сообщает о принятом решении по месту работы (занятости) общественного наставника. Информация о принятом решении также доводится до сведения родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего путем ознакомления с соответствующим постановлением комиссии.
4. Межведомственные индивидуальные программы реабилитации и адаптации разрабатываются (корректируются) и реализуются специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с участием общественного наставника. Программы подлежат утверждению комиссией.
5. Общественные наставники проводят свою работу во взаимодействии с родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также представителями общественности.
6. Анализ результатов работы общественного наставника осуществляет комиссия при рассмотрении вопроса исполнения межведомственной индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего.
7. Методическое сопровождение общественных наставников осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере образования (в том числе путем принятия нормативных правовых актов по данным вопросам).
Статья 5. Права и обязанности общественного наставника
1. Общественный наставник имеет право:
1) вносить в комиссию предложения по осуществлению мероприятий по реабилитации и адаптации несовершеннолетнего;
2) обращаться в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае за консультацией и содействием в связи с исполнением обязанностей общественного наставника при реализации индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего;
3) участвовать в заседании комиссии при рассмотрении вопросов, затрагивающих права несовершеннолетнего, общественным наставником которого он является;
4) участвовать в профилактической работе с родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
2. Общественный наставник обязан:
1) знать основы законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также особенности психофизического развития несовершеннолетних;
2) с помощью личного примера способствовать формированию у несовершеннолетнего законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, морально-нравственных ценностей, патриотизма, а также повышению образовательного и культурного уровня несовершеннолетнего;
3) информировать комиссию о результатах своей работы при рассмотрении комиссией вопроса исполнения межведомственной индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего;
4) представлять в комиссию информацию о проводимой с несовершеннолетним работе и ее результатах в сроки, установленные постановлением комиссии;
5) соблюдать конфиденциальность сведений о частной жизни несовершеннолетнего и его семьи, полученных при осуществлении деятельности в качестве общественного наставника.
Статья 6. Поощрение общественных наставников
1. Общественные наставники, активно и добросовестно исполняющие свои обязанности, добившиеся положительных результатов в работе с несовершеннолетними, по представлению комиссии могут поощряться органами государственной власти Алтайского края, органами местного самоуправления, организациями по месту их работы (занятости) или учебы.
2. Формы и порядок поощрения общественных наставников устанавливаются органами государственной власти Алтайского края, органами местного самоуправления, организациями по месту работы или учебы общественного наставника.
Статья 7. Прекращение деятельности общественного наставника
1. Комиссия по ходатайству органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, законных представителей несовершеннолетнего, общественного наставника либо по собственной инициативе принимает решение о прекращении гражданином деятельности в качестве общественного наставника в следующих случаях:
1) поступление заявления общественного наставника об освобождении его от исполнения обязанностей общественного наставника;
2) неисполнение или ненадлежащее исполнение общественным наставником своих обязанностей;
3) принятие комиссией решения о прекращении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего;
4) наличие обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 2 настоящего Закона.
2. Комиссия рассматривает вопрос о прекращении гражданином деятельности в качестве общественного наставника в пятнадцатидневный срок. Решение о прекращении деятельности общественного наставника оформляется постановлением комиссии.
3. Комиссия в пятидневный срок со дня принятия решения о прекращении полномочий общественного наставника в письменной форме сообщает о принятом решении по месту работы или учебы общественного наставника. Информация о принятом решении также доводится до сведения родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего путем ознакомления с соответствующим постановлением комиссии.
Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Губернатор Алтайского края В.П. Томенко
г. Барнаул
5 декабря 2023 года
N 99-ЗС