Распоряжение Правительства Алтайского края от 27.08.2024 N 391-р "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Алтайского края на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
27.08.2024 N 391-р
г. Барнаул
Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Алтайского края на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
Утвердить основные направления государственной долговой политики Алтайского края на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (приложение).
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края В.П. Томенко
ПРИЛОЖЕНИЕ
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Алтайского края
от 27.08.2024 N 391-р
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Алтайского края на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
1. Общие положения
Основные направления государственной долговой политики Алтайского края на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (далее – «долговая политика») определяют цели и приоритеты деятельности Правительства Алтайского края в области управления государственным долгом края.
Под долговой политикой понимается стратегия управления государственными долговыми обязательствами края в целях поддержания объема государственного долга края на оптимальном уровне, минимизации расходов на его обслуживание и равномерного распределения во времени платежей, связанных с государственным долгом края.
Долговая политика является частью бюджетной политики края;
управление государственным долгом края непосредственно связано с бюджетным процессом.
Долговая политика направлена на эффективное управление государственным долгом края, недопущение просроченных долговых обязательств края и снижение влияния долговой нагрузки на краевой бюджет.
2. Итоги реализации долговой политики
В 2023 году объем государственного долга Алтайского края соответствовал условиям соглашений о реструктуризации, проведенной в 2017 году и продленной дополнительным соглашением в 2020 году по обязательствам Алтайского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, и не превысил верхний предел долга, установленный законом о краевом бюджете.
Требования бюджетного законодательства Российской Федерации к объему расходов на обслуживание государственного долга и структуре государственного долга края по итогам исполнения краевого бюджета в 2023 году соблюдены.
Структура государственного долга Алтайского края соответствовала долговым обязательствам, установленным программами государственных гарантий и государственных внутренних заимствований Алтайского края, утверждаемыми ежегодно законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
В соответствии с Правилами списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2021 N 1740, в 2023 году списана задолженность Алтайского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам на сумму 1,2 млн. рублей.
В течение 2023 года расчеты по долговым обязательствам края производились своевременно и в полном объеме. Возникновение просроченных долговых обязательств края не допускалось.
В 2020 году Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) впервые присвоило Алтайскому краю рейтинг на уровне А+ (RU), прогноз jСтабильныйk. В 2021 - 2023 годах, а также в январе и июне 2024 года АКРА подтвердило кредитный рейтинг Алтайского края на уровне А+ (RU), прогноз jСтабильныйk. Такая оценка экспертами Агентства кредитного рейтинга обусловлена стабильными показателями бюджетного портфеля региона, низкой долговой нагрузкой при минимальных рисках рефинансирования, а также достаточно высоким уровнем ликвидности бюджета.
Начиная с 2020 года Министерством финансов Алтайского края проводится оценка долговой устойчивости муниципальных образований с целью отнесения муниципалитетов к одной из следующих групп заемщиков:
с высоким уровнем долговой устойчивости, средним уровнем долговой устойчивости или низким уровнем долговой устойчивости.
По итогам оценки долговой устойчивости, проведенной в 2020 - 2023 годах, более 97% муниципалитетов края отнесены к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
При рассмотрении проектов по развитию инфраструктуры Правительственной комиссией по региональному развитию в Российской Федерации Алтайскому краю одобрено выделение бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в размере 12 312,6 млн. рублей на 2022 - 2025 годы.
Средства будут направлены на реализацию 11 инфраструктурных проектов в сфере промышленности и сельского хозяйства, туризма и жилищного строительства, в рамках которых будут созданы объекты транспортной и инженерной инфраструктуры.
В 2023 году привлечены бюджетные кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до пятнадцати лет с взиманием платы за пользование ими по ставке 3% годовых в объеме 1 981,7 млн. рублей. Средства бюджетных кредитов в 2023 – 2024 годах направляются на модернизацию коммунальной инфраструктуры, реконструкцию сетей водоснабжения и водоотведения на конкурсной основе, строительство и реконструкцию котельных и приобретение подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования.
В 2024 году не подлежат погашению две трети задолженности Алтайского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, за исключением задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и по специальным казначейским кредитам. Указанная задолженность списывается в 2025 году при условии направления, начиная с 2024 года, средств краевого бюджета, высвобождаемых в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций.
Информация о величине и структуре долговых обязательств края размещается на официальном сайте Министерства финансов Алтайского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://minfin.alregn.ru.
3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой
Политики
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики края, являются:
изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, влекущие диспропорции между расходами и доходами краевого бюджета;
рост расходных обязательств Алтайского края вследствие принятия Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;
необходимость ежегодной индексации расходов краевого бюджета на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг бюджетными учреждениями.
4. Цели и задачи долговой политики
Целями долговой политики являются:
сбалансированность бюджета;
поддержание объема государственного долга края на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков при соблюдении ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;
обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме;
повышение эффективности управления долговыми обязательствами;
обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств.
Задачами долговой политики являются:
сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
повышение эффективности государственных заимствований края;
учет информации о государственном долге края;
формирование отчетности о государственных долговых обязательствах края;
раскрытие информации о государственном долге края;
обеспечение соответствия размера дефицита краевого бюджета требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
5. Инструменты реализации долговой политики
Инструментами реализации долговой политики являются:
обеспечение оптимальной долговой нагрузки;
проведение реструктуризации долговых обязательств края в целях снижения долговой нагрузки на краевой бюджет;
обеспечение возможности привлечения в краевой бюджет кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых;
обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств края;
равномерное распределение долговой нагрузки на краевой бюджет, связанной с ежегодным погашением долговых обязательств края;
недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов;
согласование муниципальными образованиями привлечения в местный бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, увеличенный на 1 % годовых;
осуществление мониторинга исполнения муниципальными районами, городскими и муниципальными округами обязательств по неувеличению на первое число каждого месяца объема муниципального долга, за исключением случаев, согласованных с Министерством финансов Алтайского края;
осуществление мониторинга исполнения городскими, сельскими поселениями обязательств по неувеличению на первое число каждого месяца объема муниципального долга, за исключением случаев, согласованных с финансовыми органами муниципальных образований, на территории которых расположены поселения;
осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга края ограничениям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, и условиям соглашений о реструктуризации, проведенной в 2017 году и продленной дополнительным соглашением в 2020 году по обязательствам Алтайского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам;
осуществление мониторинга соответствия размера дефицита краевого бюджета ограничениям, установленным условиями соглашений о реструктуризации, проведенной в 2017 году и продленной дополнительным соглашением в 2020 году по обязательствам Алтайского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам.
6. Сведения о показателях реализации мероприятий
долговой политики
Основные мероприятия долговой политики, сориентированные на оптимизацию и сокращение объема государственного долга края, направлены на реализацию поставленных целей и задач долговой политики в целом и позволят обеспечить достижение показателей, предусмотренных в приложении к настоящей долговой политике.
Утвержденный законом Алтайского края о краевом бюджете и сложившийся по данным годового отчета об исполнении краевого бюджета дефицит бюджета может превысить значение показателя, установленного позицией 4 приложения к настоящей долговой политике, на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в собственности Алтайского края, а также бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Алтайского края на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств краевого бюджета.
7. Анализ рисков для краевого бюджета, возникающих в процессе
управления государственным долгом Алтайского края
Основными рисками при управлении государственным долгом Алтайского края являются:
риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов краевого бюджета в связи с ухудшением экономической ситуации, вызванной геополитической обстановкой и введением санкций недружественными странами, поскольку недопоступление доходов потребует поиска альтернативных источников для выполнения расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности;
процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов краевого бюджета на обслуживание государственного долга Алтайского края вследствие увеличения процентных ставок;
риск рефинансирования - вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств;
риск ликвидности - отсутствие в краевом бюджете средств для полного исполнения расходных и долговых обязательств региона в срок;
риск наступления гарантийного случая - неплатежи принципалов по обязательствам, которые были гарантированы Алтайским краем.
Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики, является осуществление достоверного прогнозирования доходов краевого бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита краевого бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к основным направлениям
государственной долговой
политики Алтайского края на
2025 год и на плановый
период 2026 и 2027 годов
ПОКАЗАТЕЛИ
результативности реализации мероприятий государственной долговой
политики Алтайского края на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
N п/п | Целевой показатель | Значение целевого показателя | ||
2025 год (01.01.2026) | 2026 год (01.01.2027) | 2027 год (01.01.2028) | ||
1 | Отношение объема государственного долга края к общему годовому объему доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений | не более 8 % | не более 7 % | не более 6 % |
2 | Отношение общего объема долговых обязательств Алтайского края по государственным ценным бумагам Алтайского края и кредитам банков и международных финансовых организаций к сумме доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений | не более 6 % | не более 5 % | не более 5 % |
3 | Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга края к расходам краевого бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | не более 4 % | не более 4 % | не более 4 % |
4 | Отношение дефицита краевого бюджета к общему годовому объему доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений | не более 10% | не более 10% | не более 10% |
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края В.П. Томенко