Постановление Правительства Алтайского края от 04.08.2025 N 310 "Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Алтайском крае на период до 2035 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04.08.2025 N 310
г. Барнаул
Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Алтайском крае на период до 2035 года
В целях эффективной реализации молодежной политики в Алтайском крае Правительство Алтайского края постановляет:
Утвердить прилагаемую Стратегию реализации молодежной политики в Алтайском крае на период до 2035 года.
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края В.П. Томенко
ПРИЛОЖЕНИЕ
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Алтайского края
от 04.08.2025 N 310
СТРАТЕГИЯ
реализации молодежной политики в Алтайском крае на период до 2035 года
1. Общие положения
Стратегия реализации молодежной политики в Алтайском крае на период до 2035 года (далее - «Стратегия») разработана в соответствии со Стратегией реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.08.2024 N 2233-р.
Стратегия определяет цель, систему приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих реализацию молодежной политики в Алтайском крае.
Нормативной правовой основой разработки Стратегии являются:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»;
Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1992 N 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики»;
Указ Президента Российской Федерации от 08.11.2021 N 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.08.2024 N 2233-р «Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года»;
Устав (Основной Закон) Алтайского края от 05.06.1995 N 3-ЗС;
закон Алтайского края от 06.04.1998 N 19-ЗС «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Алтайском крае»;
закон Алтайского края от 05.05.2016 N 31-ЗС «О патриотическом воспитании в Алтайском крае»;
закон Алтайского края от 11.11.2019 N 87-ЗС «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) в Алтайском крае»;
закон Алтайского края от 03.09.2021 N 83-ЗС «О молодежной политике в Алтайском крае»;
закон Алтайского края от 06.09.2021 N 86-ЗС «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года»;
другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Алтайского края, предметом регулирования которых являются отношения в сфере молодежной политики и реализации конституционных прав и свобод молодых граждан, их законных интересов.
Стратегия направлена на межведомственное взаимодействие органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и граждан в целях реализации молодежной политики и предусматривает механизмы обеспечения обратной связи с молодежью.
Стратегия учитывает опыт становления и развития сферы молодежной политики в Алтайском крае, организационной основой которой является выработка и осуществление мер государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, добровольческой (волонтерской) деятельности, реализация федеральных, региональных и муниципальных программ и иных документов стратегического планирования.
В Стратегии молодежная политика выступает в качестве неотъемлемой составной части государственной политики и основы создания условий для успешной социализации и самореализации молодежи в социально-экономической и общественно-политической сферах развития Алтайского края для обеспечения устойчивого роста числа социально активных молодых людей. Главным результатом реализации молодежной политики является улучшение социально-экономического положения молодежи и увеличение степени ее вовлеченности в социально-экономическую жизнь страны и края, становление и развитие патриотически настроенного, высоконравственного и ответственного поколения российских граждан, способного обеспечить суверенитет страны, конкурентоспособность и дальнейшее развитие России и края.
Стратегия направлена на конкретизацию положений закона Алтайского края от 03.09.2021 N 83-ЗС «О молодёжной политике в Алтайском крае».
В Стратегии используются понятия в значениях, установленных статьей 2 Федерального закона от 30.12.2020 N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», а также Стратегией реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.08.2024 N 2233-р.
2. Текущее состояние молодежной политики в Алтайском крае
Молодежь является объектом особого внимания со стороны государства, поскольку, реализуя свои собственные устремления, молодежь становится главным фактором сохранения и развития страны и региона. В связи с этим важное значение приобретает создание условий для реализации потенциала молодых граждан в интересах социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Алтайского края.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» под молодежью (молодыми гражданами) по общему правилу понимается социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации.
По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю по состоянию на 1 января 2024 года численность жителей Алтайского края в возрасте от 14 до 35 лет включительно - 546,5 тыс. человек, что составляет 26% от общей численности населения Алтайского края.
Молодежная политика в Алтайском крае адресована всем гражданам Российской Федерации в возрасте от 14 до 35 лет включительно, проживающим на территории Алтайского края, и обусловлена обширным перечнем социальных и личных задач, которые молодой гражданин решает на каждом этапе своего становления в профессиональной сфере и формирования личностной и гражданской позиции. Вместе с тем молодежная политика учитывает специфические потребности каждого возрастного периода молодого гражданина.
В возрасте 14 - 17 лет происходит выбор молодыми гражданами будущей профессии, определение образовательной стратегии, формируются ценности личности и гражданина, привычки к ведению активного образа жизни. Важным моментом в воспитании молодого гражданина 14 - 17 лет является формирование устойчивой системы убеждений, которая закладывается в более раннем возрасте и определяет его нравственное и социальное поведение.
Возраст 18 лет - 24 года является решающим для социализации молодого гражданина. Основное содержание такого этапа заключается в готовности к активной социальной деятельности, получению профессионального образования и подготовке к началу трудовой деятельности. На этом этапе закрепляются навыки просоциального поведения, гражданского участия, саморазвития, ведения активного образа жизни, которые сохраняются на протяжении всей жизни человека и определяют его жизненный уровень, адаптивность к изменениям, продуктивность как члена общества.
Возраст 25 - 35 лет - это период активной трудовой деятельности, профессиональной самореализации, углубления профессиональных знаний и навыков. Завершается отделение молодого гражданина от родителей, создается собственная семья, рождаются дети. У молодого гражданина наступает период, когда он становится главным двигателем повышения социально-экономической конкурентоспособности страны.
Данная категоризация дает возможность более детальной проработки особенностей и потребностей различных социально-демографических групп в мерах государственной поддержки, а также учитывает специфические потребности каждого возрастного периода, предполагает персонализацию различных видов мер государственной поддержки молодежи при условии сохранения их преемственности и непрерывности.
Также в Алтайском крае обеспечивается тесная взаимосвязь молодежной политики и государственной политики в интересах детей посредством соотнесения целей, принципов, направлений, установления общих подходов к мерам государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, обеспечения организационного единства реализации молодежной политики и государственной политики в интересах детей.
Реализацию молодежной политики в Алтайском крае осуществляет управление молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края и подведомственные ему учреждения:
краевое государственное автономное учреждение «Краевой дворец молодежи»;
краевое государственное бюджетное учреждение «Алтайский краевой штаб студенческих отрядов».
Субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики в Алтайском крае: молодежные общественные объединения, органы государственной власти Алтайского края, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность по реализации молодежной политики, иные органы и организации, в том числе объединения юридических лиц, работодателей, профессиональные союзы и их объединения, органы молодежного самоуправления при органах государственной власти Алтайского края, органах местного самоуправления и организациях, институты гражданского общества, редакции средств массовой информации, а также молодежь, молодые семьи, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики.
Полномочия в сфере молодежной политики возложены на органы местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края (далее также - «муниципальные образования»). В муниципальных образованиях реализуются муниципальные программы по работе с детьми и молодежью.
На уровне муниципальных образований задачи молодежной политики реализуются недостаточно эффективно в связи с несформированной кадровой политикой отрасли, недостаточно развитой материально-технической базой.
Всего в муниципальных образованиях осуществляют
деятельность около 80 специалистов разного уровня,
должностные обязанности которых включают участие в реализации молодежной
политики на территории муниципальных районов, городских и муниципальных округов
Алтайского края. В 17 муниципальных образованиях Алтайского края работу
выполняют начальники отделов (секторов) единолично. Многие специалисты по
работе с молодежью совмещают свои обязанности с деятельностью в таких сферах,
как образование, спорт, туризм, культура.
Кроме того, острой остается проблема создания условий для эффективной самореализации молодежи, в том числе в части развития инфраструктуры молодежной политики Алтайского края. На сегодняшний день не во всех муниципальных образованиях есть молодежные центры, как следствие, отсутствует возможность полноценной самореализации молодежи в творческой, общественной, профессиональной сферах жизнедеятельности.
Важное значение имеет поддержка молодых семей.
Управление молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края реализует мероприятие по обеспечению жильем молодых семей в рамках регионального проекта «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем отдельных категорий граждан Алтайского края» государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края».
Алтайский край занимает лидирующие позиции среди субъектов Сибирского федерального округа по привлечению средств из федерального бюджета на указанные цели: 2022 - 2023 годы - 1-е место, 2024 год – 2-е место. За период с 2022 по 2024 годы на реализацию указанного мероприятия в Алтайский край привлечено 600 млн. рублей из федерального бюджета. При софинансировании из краевого и местных бюджетов 1402 молодые семьи улучшили свои жилищные условия.
В период с 2022 года по 2024 год отмечена динамика снижения количества молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий: в 2022 году на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состояли 5202 семьи, в 2023 году - 3619 семей, в 2024 году - 2788 семей, в 2025 году – 2359 семей.
Повышение гражданской и социальной активности молодежи также является одним из приоритетных направлений молодежной политики.
В Алтайском крае формируются условия для реализации молодежных социально полезных инициатив. В региональных проектах по развитию социальной активности ежегодно могут проявить себя все больше молодых граждан. Одной из ключевых задач на ближайшую перспективу является развитие широкого добровольческого (волонтерского) движения во всех муниципальных образованиях региона.
В 2020 году Алтайский край стал победителем Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки добровольчества (волонтерства) «Регион добрых дел» в рамках федерального проекта «Социальная активность» национального проекта «Образование». Объем финансирования из средств федерального бюджета в рамках субсидии, полученной регионом, составил 5700,3 тыс. рублей. В 2021 году в рамках освоения средств субсидии открыты 7 муниципальных центров поддержки добровольчества (волонтерства).
В 2024 году в добровольческую (волонтерскую) деятельность вовлечено 238198 человек в возрасте от 7 до 99 лет (в 2023 году - 191950 человек, в 2022 году - 177792 человека).
На территории региона Алтайским краевым благотворительным общественным фондом «Алтайский центр развития добровольчества» (далее-«ресурсный центр») ведется постоянная работа по популяризации единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) «ДОБРО.РФ» (далее - «ЕИС»). В 2024 году зарегистрировано 13192 волонтера, 363 организатора добровольческой деятельности (в 2023 году - 11514 волонтеров, 295 организаторов, в 2022 году - 7380 волонтеров, 182 организатора).
В Алтайском крае продолжается работа по созданию сети центров общественного развития «Добро.Центр».
Приоритетным направлением работы ресурсного центра является реализация этапов Премии (заявочный и региональный этапы и информационная кампания исполняются регионами) Международной премии #МЫВМЕСТЕ в Алтайском крае. Премия учреждена по поручению Президента Российской Федерации Путина В.В. для поддержки значимых инициатив и проектов, направленных на помощь людям и улучшение качества жизни в стране и мире. В 2024 году от представителей Алтайского края подано 199 заявок (в 2023 году - 124 заявки; в 2022 году - 64 заявки).
По итогам мониторинга ассоциации волонтерских центров, некоммерческих организаций и институтов общественного развития «Добро.рф» региональный клуб участников Международной премии #МЫВМЕСТЕ Алтайского края является лидером рейтинга клубов в Российской Федерации.
Одним из мотивирующих факторов для повышения социальной активности молодежи и реализации ею социальных проектов является участие в грантовых молодежных конкурсах.
В 2024 году во Всероссийском конкурсе молодежных проектов среди физических лиц «Росмолодежь.Гранты» победителями стали 46 проектов региона на сумму 52 млн. рублей. По итогам первого полугодия 2024 года в рамках конкурсов на получение грантов Президента Российской Федерации 14 проектов от Алтайского края получили поддержку Президентского фонда культурных инициатив на сумму 59 млн. рублей, 18 проектов - поддержку Фонда Президентских грантов на общую сумму 61 млн рублей. Также молодежь региона принимает активное участие в конкурсе на получение грантов Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых»: поддержано 19 проектов на сумму 44,5 млн. рублей. В конкурсе на получение грантов Губернатора Алтайского края в сфере молодежной политики поддержку получили 36 проектов на сумму 12 млн. рублей.
Рост финансирования конкурса социально значимых проектов на предоставление грантов Губернатора Алтайского края в сфере молодежной политики в период с 2017 года по 2024 год составил более 300%.
В 2024 году Алтайский край стал первым в рейтинге среди регионов Сибирского федерального округа по количеству заявок, поданных на Всероссийский конкурс молодежных проектов среди физических лиц «Росмолодежь.Гранты».
Существенный вклад в работу с молодежью в Алтайском крае вносят молодежные и детские общественные объединения. Они получают поддержку посредством субсидий из регионального бюджета. Это способствует вовлечению большего числа молодых людей в социально значимую, в том числе добровольческую (волонтерскую), деятельность.
Существует большое количество формальных и неформальных молодежных объединений, которые привлекают к своей деятельности молодежь. В настоящее время не проводится анализ охвата молодежи такими сообществами, что не позволяет полноценно оценить объем работы, проводимой названными организациями и сообществами.
Важное значение имеет сохранение и развитие работы по патриотическому воспитанию молодежи, в частности сохранение региональной системы патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи во всех муниципальных образованиях Алтайского края и всех региональных мероприятий, поддерживающих системную работу и качественный рост в этом направлении, таких как слеты патриотических организаций, конкурс программ по организации центров патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи, акции, квесты.
С 2017 года на территории Алтайского края проходит слет патриотических объединений Сибирского федерального округа «Молодые патриоты - сила Сибири!» (далее - «Слет»), который ежегодно объединяет представителей различных молодежных патриотических организаций и движений, военно-патриотических и военно-спортивных клубов, казачьих и кадетских классов. Ежегодно в Слете принимают участие от 100 до 300 человек.
С 2015 года в Алтайском крае совместно с Алтайским региональным отделением Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России» успешно реализуются историко-познавательные патриотические квесты с элементами реконструкции «Дорогами Бессмертного полка», участниками которых стали уже более 65 тыс. человек разных возрастов.
В 2024 году на территории Алтайского края в 55-й раз состоялась Всероссийская патриотическая акция «Снежный десант РСО». В рамках акции бойцы студенческих отрядов Алтайского края направляются в муниципальные образования Алтайского края, где оказывают адресную шефскую помощь пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями здоровья и семьям участников специальной военной операции, организуют просветительские, профориентационные, культурно-массовые и профилактические мероприятия для молодежи, участвуют в мероприятиях по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.
Серьезное внимание уделяется профилактике социально негативных явлений в молодежной среде. Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Алтайском крае встроена во все этапы развития личности и осуществляется в общеобразовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, трудовых коллективах.
Одним из самых ярких мероприятий региона в сфере реализации государственной молодежной политики является молодежный образовательный форум «Алтай. Территория развития» (далее – «Форум»). В 2024 году Форум, проводившийся уже в 16-й раз, получил статус окружного в линейке форумов Росмолодежи, стал одним из 43 форумов, победивших в отборе на определение площадок проведения всероссийских и окружных молодежных форумов.
Развитие потенциала молодежи в социально-экономической сфере осуществляется через содействие молодым людям в профессиональном самоопределении, помощь в трудоустройстве и получении трудового опыта.
Управлением молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края совместно с краевым государственным бюджетным учреждением «Алтайский краевой штаб студенческих отрядов» ведется работа по реализации совместных действий, направленных на развитие и поддержку деятельности студенческих отрядов Алтайского края, обеспечивается функционирование системы наставничества и трудового воспитания среди молодежи.
Студенческие отряды возродили свою деятельность на территории Алтайского края с 1999 года. На тот момент было создано 6 отрядов общей численностью 88 человек. В 2019 году численность бойцов движения насчитывала 3000 человек в 86 отрядах. В 2024 году сформировано 142 отряда общей численностью более 5000 человек.
В 2024 году студенческие отряды Алтайского края отпраздновали сразу три юбилейные даты: 55 лет Всероссийской патриотической акции «Снежный десант РСО», 60 лет студенческим отрядам Алтайского края и 20-летие Молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды».
Дополнительно комплексная работа позволяет обеспечивать функционирование системы наставничества и трудового воспитания в крае. Более 300 бойцов трудовых отрядов - подростков в летний период трудятся на предприятиях Алтайского края.
Временная и сезонная трудовая занятость, в том числе в составе студенческих отрядов, является эффективным механизмом включения молодежи в экономические отношения. Есть потенциал для развития студенческих отрядов.
В Алтайском крае создаются условия для развития творческого потенциала и самореализации молодежи. Ежегодно в регионе проводится краевой фестиваль студенческого творчества «Студенческая весна на Алтае. Феста». Фестиваль является региональным этапом Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна», проводимого общероссийской общественной организацией «Российский союз молодежи». Фестиваль охватывает более 900 человек ежегодно. Важно обеспечивать рост качественных и количественных характеристик фестиваля путем более широкого охвата молодежи и создания площадок для обучения и нетворкинга.
Однако следует отметить недостаточный уровень развития инфраструктуры в сфере молодежной политики в Алтайском крае. На текущий момент действует два молодежных центра в регионе (г. Бийск, г. Барнаул).
В 2022 году Алтайский край победил во Всероссийском конкурсе программ комплексного развития молодежной политики в субъектах Российской Федерации «Регион для молодых». В 2023 году в регион привлечено 133,8 млн. рублей средств федерального бюджета на техническое оснащение краевого государственного автономного учреждения «Краевой дворец молодежи», благоустройство территории молодежного центра в Бийске и реализацию 16 проектов. Программа комплексного развития Алтайского края поддержана в рамках реализации регионального проекта «Развитие системы поддержки молодежи («Молодежь России»)».
В 2024 году Алтайский край стал одним из субъектов Российской Федерации, победивших во Всероссийском конкурсе программ комплексного развития молодежной политики «Регион для молодых».
В 2025 году в Алтайском крае по программе комплексного развития молодежной политики в субъектах Российской Федерации «Регион для молодых» будут созданы молодежные центры в г. Заринске, Смоленском районе и молодежное пространство в Немецком национальном районе.
Объем федеральных средств, привлеченных в данные муниципалитеты только на капитальный ремонт, составляет около 37 млн.рублей.
В 2025 году в рамках реализации программы комплексного развития молодежной политики в субъектах Российской Федерации «Регион для молодых» запланирована масштабная работа по внедрению и развитию креативных индустрий. Планируется реализовать более 20 проектов, что позволит охватить более 140 000 молодых граждан, проживающих в регионе.
На основании вышесказанного можно обозначить основные направления деятельности для дальнейшего развития молодежной политики в Алтайском крае:
1) развитие инфраструктуры и материально-технической базы молодежных организаций, в том числе строительство современных многофункциональных молодежных центров, в муниципальных образованиях Алтайского края;
2) повышение уровня образования и компетенций специалистов по работе с молодежью, формирование кадровой политики отрасли;
3) развитие молодежного предпринимательства, научного творчества, кадрового потенциала молодежи, создание условий для ее профессионального роста в организациях и на предприятиях региона, вовлечение в молодежную политику работающей молодежи, сельской молодежи, вовлечение молодых семей в реализацию мероприятий молодежной политики;
4) формирование последовательности и этапности развития потенциала молодежи, обеспечение сопровождения и роста талантливой, творческой молодежи (наставничество);
5) формирование системы поддержки добровольческого (волонтерского) движения;
6) построение единой системы взаимодействия между молодежью, органами государственной власти Алтайского края, органами местного самоуправления, молодежными общественными организациями и объединениями, образовательными организациями (профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования), а также бизнес-сообществом в сфере молодежной политики;
7) повышение эффективности профилактики наркомании в регионе, работа с молодежью в данном направлении;
8) подготовка и сопровождение молодежных проектов для участия в конкурсах на получение грантов.
3. Проблемы в сфере молодежной политики
Реализация настоящей Стратегии сопряжена с проблемами и вызовами, характерными для текущего состояния молодежной политики в стране в целом и Алтайском крае в частности, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. Важнейшими вызовами для молодежной политики, определяющими состояние молодежи, являются:
1. Проблемы ценностно-идеологического характера: ослабление системы межпоколенческих связей и преемственности, традиционных духовно-нравственных ценностей и ориентиров; правовой нигилизм в молодежной среде; увеличение количества преступных проявлений среди детей и молодежи, в том числе правонарушений.
2. Проблемы социального и демографического характера: миграция молодежи из территорий с высоким экономическим потенциалом; ухудшение качества человеческого капитала, массового профессионального обучения; недостаточное включение работающей молодежи в повестку молодежной политики и незначительное использование ее потенциала; недостаточное обеспечение комфортной среды и инфраструктуры молодежной политики в муниципальных образованиях Алтайского края, недостаточная обеспеченность жильем молодых граждан и молодых семей; несформированность у молодых людей мотивации и условий к сознательному созданию семьи, низкая рождаемость в молодых семьях; недостаток доступной спортивной инфраструктуры, необходимой для организации занятий физической культурой, совершенствования уровня физической подготовки детей и молодежи, а также подготовки к выполнению и непосредственного выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
3. Проблемы экономического характера: недостаточная корреляция между существующей системой подготовки кадров и потребностями современной экономики; снижение интереса молодежи к фундаментальным дисциплинам; недостаток возможностей для непрерывного обучения и повышения квалификации; административно-правовые барьеры в сфере трудоустройства несовершеннолетних и иных категорий молодежи; низкий уровень социально полезной предпринимательской активности молодежи; требующая доработки связь между образовательным процессом и практическим применением полученных знаний; недостаточный уровень профессионального престижа специалистов по работе с молодежью; снижение экономического потенциала молодежи вследствие отказа от получения профессионального образования, включая образование по аграрному направлению; низкий спрос на меры государственной поддержки со стороны молодых предпринимателей.
4. Проблемы информационно-технологического характера: несовершенство сформированной системы предупреждения правонарушений с использованием информационных и коммуникационных технологий; недостаток безопасного и позитивного контента в российском онлайн-пространстве информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; несовершенство системы просвещения в сфере работы с информацией; недостаточность выявления ложных информационных потоков, отсутствие компетенции по работе с большими данными; киберзависимость, номофобия, компьютерная зависимость.
5. Проблемы, связанные с государственной и общественной безопасностью: рост преступлений, совершаемых молодыми гражданами; рост преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних; распространение и влияние деструктивных материалов (контента), причиняющих вред здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию детей и молодежи, в том числе распространяющих идеологию терроризма, антисемейных ценностей, потребления психоактивных веществ.
В соответствии с мониторингом текущей ситуации по итогам 2024 года можно выделить ряд наиболее значимых концептуальных трудностей, приоритетных для сферы молодежной политики Алтайского края:
1) отсутствие полноценной инфраструктуры молодежной политики в муниципальных образованиях Алтайского края;
2) отсутствие на территории Алтайского края учреждений по работе с молодежью;
3) недостаток специалистов по работе с молодежью. Данный фактор связан напрямую с предыдущими проблемами сферы. Устаревшая материально-техническая база, низкий уровень оплаты труда, недостаток финансирования приводят к низкой привлекательности сферы для квалифицированных кадров. Как правило, в сфере заняты молодые люди, недавно окончившие профессиональные образовательные организации, либо люди, которые совмещают работу в сфере молодежной политики с другими общественными и профессиональными занятиями.
4. Цель и задачи реализации Стратегии
Целью реализации Стратегии является развитие государственной молодежной политики на территории Алтайского края посредством формирования к 2035 году системы молодежной политики в Алтайском крае, ориентированной на патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан, соблюдение их прав, свобод и законных интересов, улучшение социально-экономического положения молодежи, ее активное привлечение к участию в государственном строительстве и развитии современного российского общества с учетом его актуальных потребностей, вызовов и угроз, стоящих перед страной и регионом.
Для достижения цели Стратегии необходимо обеспечить решение следующих задач:
1) развитие инфраструктуры молодежной политики на территории Алтайского края;
2) создание условий для эффективной самореализации молодежи;
3) развитие и совершенствование системы ценностей молодых людей;
4) развитие системы поддержки молодежных инициатив и реализация потенциала молодежи в городской и сельской местности;
5) развитие молодежных общественных объединений, участвующих в реализации молодежной политики на территории Алтайского края;
6) создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтерства) в Алтайском крае;
7) развитие деятельности и создание условий для самореализации студенческих отрядов и трудовых отрядов подростков Алтайского края;
8) вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность;
9) популяризация рабочих специальностей, здорового образа жизни среди работающей молодежи и стимулирование профессионального самоопределения молодежи;
10) профилактика социально негативных явлений в молодежной среде, в том числе в отношении несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета.
5. Меры по решению задач Стратегии
Реализация мер по решению задач Стратегии предполагается путем межведомственного и межуровневого взаимодействия органов, реализующих молодежную политику (участвующих в реализации молодежной политики), государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по реализации молодежной политики, органов молодежного самоуправления, молодежных общественных объединений в соответствии с основными направлениями молодежной политики в Алтайском крае, закрепленными в законе Алтайского края от 03.09.2021 N 83-ЗС «О молодежной политике в Алтайском крае».
Для решения задач Стратегии требуется реализация следующих мероприятий:
1) формирование системы поддержки молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности, в том числе:
реализация комплекса мер нематериального поощрения молодых граждан за участие в добровольческой (волонтерской) деятельности на территории Алтайского края. Внедрение новых мер нематериального поощрения; реализация информационной кампании, направленной на популяризацию добровольчества (волонтерства) на территории Алтайского края;
разработка механизма привлечения партнерской помощи для поощрения и поддержки добровольцев (волонтеров) в Алтайском крае, реализации проектов и инициатив добровольцев (волонтеров); государственная поддержка деятельности добровольческого (волонтерского) движения;
создание инфраструктуры для развития деятельности добровольческого (волонтерского) движения (создание центров общественного развития «Добро.Центр» в каждом муниципальном образовании Алтайского края);
2) организация подготовки добровольцев (волонтеров), членов и лидеров некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества (волонтерства), в том числе подготовка и внедрение обучающих программ по работе волонтеров (добровольцев) в различных сферах деятельности; методическое сопровождение деятельности в сфере добровольчества (волонтерства). Сбор и тиражирование лучших практик развития добровольчества (волонтерства) в Алтайском крае;
3) развитие и совершенствование системы патриотического воспитания, в том числе:
методическое сопровождение деятельности в сфере патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи;
стимулирование развития деятельности общественных организаций и объединений, работающих с молодежью в сфере патриотического воспитания, в том числе путем оказания государственной поддержки;
4) развитие традиционных российских ценностно-смысловых и нравственных ориентиров, в том числе:
обеспечение присутствия государственных символов Российской Федерации во всех сферах общественной жизни молодежи в целях формирования общероссийской гражданской идентичности;
популяризация изучения истории, в том числе родного края, на основе достоверных фактов и предметов, имеющих историческую и культурную ценность;
создание и развитие проектов, направленных на сближение поколений и передачу традиционных российских духовно-нравственных ценностей от старших поколений к младшим, приобщение молодежи к культуре и исторической памяти;
создание системы поддержки молодежи и молодежных организаций, занимающихся деятельностью в области экологии, экологического просвещения и развития экологической культуры, формирования духовно-нравственного отношения молодежи к родной природе и чувства сопричастности к ней;
5) совершенствование системы улучшения жилищных условий молодых семей, в том числе предоставление выплат молодым семьям для улучшения жилищных условий;
6) формирование у молодежи позитивного отношения к институту семьи, ответственного родительства, с учетом особенностей социально-возрастных групп, в том числе:
разработка концепции работы с молодыми семьями, вовлечение молодых семей в мероприятия в сфере молодежной политики;
стимулирование работы клубов молодых семей на территории Алтайского края, разработка форм государственной поддержки их деятельности;
7) развитие программ и проектов, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, развитие предпринимательских компетенций, помощь в проектировании своего бизнеса и развитие наставничества в предпринимательстве;
8) разработка и реализация программ и проектов, направленных на содействие профессиональному самоопределению молодежи и построению эффективной образовательной и карьерной траектории, в том числе:
организация и проведение мероприятий по профориентации; организация сезонной занятости для школьников и студентов;
развитие системы наставничества в Алтайском крае в сфере профессионального и карьерного роста молодежи;
разработка профориентационных мероприятий для участников студенческих отрядов и трудовых отрядов подростков Алтайского края с целью последующего трудоустройства и популяризации профессий региона;
9) разработка новых форматов проведения мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового, экологичного, активного образа жизни, формирование личной ответственности за свое поведение, формирование психологического иммунитета к вовлечению в асоциальные формы поведения;
10) совершенствование механизма региональной поддержки молодежи, реализующей социальные проекты на территории Алтайского края, в том числе:
разработка системы сопровождения проектов, реализуемых молодежью в Алтайском крае;
организация и проведение на системной основе работы по получению грантовой поддержки на социально значимые молодежные проекты в Алтайском крае;
привлечение дополнительной аудитории к социальному проектированию, выстраивание системы наставничества в сфере социального проектирования, обучение управлению проектами и командами проектов;
11) сопровождение выявленной социально активной и талантливой молодежи, принявшей участие в мероприятиях различного уровня, в целях ее интеграции в социально-экономические процессы Алтайского края, в том числе:
разработка системы мероприятий для раскрытия потенциала молодежи;
стимулирование участия молодежи в региональных, межрегиональных, окружных и всероссийских форумах;
развитие системы наставничества в Алтайском крае;
12) содействие образовательной, научно-технической и творческой деятельности молодых граждан в рамках молодежных общественных объединений;
13) профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ, в том числе путем проведения активной антинаркотической пропаганды и противодействия деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотических средств и психотропных веществ и других психоактивных веществ, повышения уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и об ответственности за участие в их незаконном обороте, проведения грамотной информационной политики в средствах массовой информации;
14) поддержка программ и проектов, направленных на формирование национальной государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремистских проявлений и предупреждение распространения идеологии терроризма в молодежной среде, в том числе:
методическое сопровождение деятельности специалистов в сфере профилактики экстремистских проявлений и предупреждения распространения идеологии терроризма в молодежной среде и воспитания молодежи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей; разработка и внедрение системы мер, направленных на формирование национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремизма; проведение мониторинга и контент-анализа информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
15) разработка и внедрение системы мер, направленных на работу с молодежью в части коррекции девиантного поведения, на ресоциализацию молодых граждан, состоящих на различных видах учета, и молодых граждан, освободившихся из мест лишения свободы;
16) модернизация сети подведомственных учреждений управления молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края, в том числе:
проведение анализа деятельности сети подведомственных учреждений управления молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края, выработка предложений по модернизации указанных учреждений;
пересмотр структуры и штата подведомственных учреждений управления молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края;
17) постоянный мониторинг и анализ кадровой обеспеченности организаций, осуществляющих деятельность, направленную на реализацию молодежной политики в Алтайском крае, и органов местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края, участвующих в реализации молодежной политики в Алтайском крае, в том числе выявление проблем и «слабых» мест кадровой политики. Выработка рекомендаций по формированию кадрового резерва в сфере молодежной политики в Алтайском крае;
18) развитие системы подготовки, переподготовки кадров, повышения квалификации в целях оптимального обеспечения сферы молодежной политики в Алтайском крае квалифицированными кадрами, в том числе:
разработка системы поощрения работников в сфере молодежной политики в Алтайском крае;
введение в программы обучения в образовательных организациях высшего образования на территории Алтайского края специальности «Специалист по работе с молодежью»;
создание механизма прохождения стажировок в управлении молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края, органах местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края, участвующих в реализации молодежной политики в Алтайском крае;
развитие системы наставничества в профессиональной сфере с целью поддержки и адаптации молодежи на первом рабочем месте, создания среды для формирования социальных навыков, повышения профессионального мастерства молодежи и передачи профессионального опыта;
19) создание и обеспечение функционирования системы межведомственного взаимодействия между молодежными центрами, органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти Алтайского края, а также системы взаимодействия молодежи, органов государственной власти Алтайского края и бизнес-сообществ;
20) модернизация системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края, участвующих в реализации молодежной политики в Алтайском крае и организующих мероприятия по работе с детьми и молодежью;
21) проведение регулярных образовательных молодежных мероприятий совместно с образовательными организациями, общественными организациями, бизнес-сообществами и иными заинтересованными организациями и сообществами Алтайского края;
22) проведение социологических исследований различных аспектов жизни молодежи;
23) подготовка концепции работы с молодежью в сельской местности, вовлечение указанной молодежи в мероприятия в сфере молодежной политики;
24) подготовка концепции работы с работающей молодежью, формирование сообщества работающей молодежи, вовлечение работающей молодежи в мероприятия в сфере молодежной политики;
25) формирование позитивной информационной среды, ориентированной на сохранение человеческого капитала и реализацию молодежного потенциала, в том числе:
разработка и проведение информационной кампании, направленной на популяризацию сферы молодежной политики; стимулирование деятельности по освещению реализации молодежной политики на территории Алтайского края в средствах массовой информации, социальных сетях и других информационных каналах;
создание контента о молодежи, получившей положительный опыт в различных сферах деятельности, продвижение его в средствах массовой информации, социальных сетях, популярных среди молодежи, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
формирование и продвижение в молодежной среде Алтайского края образа успешного, гармонично развитого молодого человека;
26) совершенствование организационного, правового и ресурсного обеспечения в сфере молодежной политики в Алтайском крае.
6. Механизмы реализации Стратегии
Общую координацию реализации Стратегии осуществляет управление молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края.
Участниками реализации Стратегии являются субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики в Алтайском крае: молодежные общественные объединения, органы государственной власти Алтайского края, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность по реализации молодежной политики, иные органы и организации, в том числе объединения юридических лиц, работодателей, профессиональные союзы и их объединения, органы молодежного самоуправления при органах государственной власти Алтайского края, органах местного самоуправления и организациях, институты гражданского общества, редакции средств, массовой информации, а также молодежь, молодые семьи, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики.
Участники реализации Стратегии действуют в рамках имеющихся полномочий в установленных сферах деятельности в сфере молодежной политики.
Мероприятия, направленные на реализацию Стратегии, учитываются при формировании и корректировке государственных программ Алтайского края, региональных проектов (программ), муниципальных программ, в том числе в рамках инициативного бюджетирования.
Финансовое обеспечение реализации Стратегии осуществляется за счет средств, предусмотренных на реализацию государственных программ Алтайского края, средств муниципальных программ, средств, предусмотренных на предоставление грантов, а также за счет внебюджетных источников.
Для синхронизации действий по управлению в сфере молодежной политики разработан и утвержден национальный проект «Молодежь и дети», в рамках которого объединены все меры поддержки детей и молодежи и приоритетные направления реализации молодежной политики.
Реализация Стратегии на уровне муниципальных образований Алтайского края края осуществляется на основании муниципальных программ по основным направлениям молодежной политики, а также планов мероприятий, утвержденных главами муниципальных образований Алтайского края.
Реализация Стратегии предполагает научно-методическое сопровождение разработки и принятия управленческих решений в сфере молодежной политики на региональном и местном уровнях, а также дальнейшее совершенствование ее нормативной правовой базы.
7. Этапы реализации Стратегии
Реализация Стратегии осуществляется в 2 этапа.
Первый этап (2025 - 2026 годы) предусматривает:
внесение изменений в закон Алтайского края от 03.09.2021 N 83-ЗС «О молодёжной политике в Алтайском крае»;
разработку и утверждение плана мероприятий по реализации Стратегии;
включение в типологию объектов общественной инфраструктуры, предусмотренную Порядком предоставления из краевого бюджета субсидий на реализацию инициативных проектов развития (создания) общественной инфраструктуры муниципальных образований, являющимся приложением к государственной программе Алтайского края «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами», утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 13.12.2023 N 483, «объектов молодежной инфраструктуры» или разработку отдельной подпрограммы указанной государственной программы для реализации молодежных проектов в рамках инициативного бюджетирования;
устранение противоречий в нормативных правовых актах Алтайского края, регулирующих отношения в сфере молодежной политики, с учетом положений Стратегии;
корректировку соответствующих государственных программ Алтайского края, предусматривающих мероприятия в сфере молодежной политики;
обеспечение межведомственной и межуровневой координации вопросов реализации молодежной политики в Алтайском крае;
совершенствование механизмов мониторинга реализации молодежной политики и оценки ее состояния;
разработку и внедрение системы качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии;
принятие комплексных мер, обеспечивающих развитие инфраструктуры молодежной политики в Алтайском крае;
развитие системы профессионального и дополнительного образования кадров в сфере молодежной политики в Алтайском крае.
Второй этап (2027 - 2035 годы) предусматривает продолжение реализации национального проекта «Молодежь и дети» и выполнение плана мероприятий по реализации Стратегии, обобщение результатов реализации Стратегии, а также разработку и осуществление дополнительных мер нормативно-правового, организационного, кадрового, научного и методического характера, необходимых для достижения ее цели и задач.
8. Ожидаемые результаты реализации Стратегии и их оценка
Оценка результатов реализации Стратегии осуществляется на основе контроля достижения следующих основных показателей:
доля молодых граждан, участвующих в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание, к 2035 году составит не менее 75 % от общего количества молодых граждан;
обеспечение работы эффективной общедоступной системы раскрытия, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, которая к 2035 году охватит не менее 50 % детей и молодежи;
доля молодых людей, вовлеченных в добровольческую (волонтерскую) и общественную деятельность, к 2035 году составит не менее 45 % от общего числа добровольцев;
охват молодежи мероприятиями, проводимыми на базе инфраструктуры молодежной политики, к 2035 году составит не менее 42 % от общего количества молодежи;
доля молодых семей, в том числе молодых семей, имеющих детей, участвующих в мероприятиях по продвижению традиционных духовно-нравственных ценностей, в том числе в проектах и программах, направленных на патриотическое воспитание, включенных в добровольческую (волонтерскую) и общественную деятельность, к 2035 году составит не менее 20 % от общего количества молодых семей.
Дополнительные показатели результатов реализации Стратегии разрабатываются при формировании плана мероприятий по реализации Стратегии с учетом приоритетных направлений реализации молодежной политики в Алтайском крае, закрепленных в законе Алтайского края от 03.09.2021 N 83-ЗС «О молодежной политике в Алтайском крае», и достигнутых результатов и прогнозируемых рисков в отношении запланированных мероприятий.
Перечень основных показателей результатов реализации Стратегии, указанных в настоящем разделе, может уточняться по результатам мониторинга реализации Стратегии с учетом достигнутых результатов и прогнозируемых рисков в отношении запланированных мероприятий.
Источником исходной информации для оценки реализации Стратегии станут данные мониторинга реализации молодежной политики и данные статистических наблюдений.
Реализация Стратегии позволит:
укрепить положительный образ России и Алтайского края и авторитет российского молодежного движения на международной арене;
гарантировать устойчивый рост числа молодых граждан, разделяющих традиционные российские духовно-нравственные ценности, обладающих физическим и психическим здоровьем, осознанно ведущих здоровый образ жизни и систематически занимающихся физической культурой и спортом, работающих над своим личностным и профессиональным развитием, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы, прилагающих усилия для динамичного развития сильной и суверенной России;
улучшить социально-экономическое положение молодежи Алтайского края и увеличить степень ее вовлеченности в политическую, социально-экономическую и культурную жизнь Алтайского края;
обеспечить создание условий для эффективного осуществления прав, свобод и законных интересов молодежи;
совершенствовать механизм государственного управления в сфере молодежной политики, отвечающий современным требованиям и обеспечивающий межведомственную координацию деятельности в области поддержки молодежи и молодых семей, молодежного участия в в проектах и молодежного самоуправления;
обеспечить разработку государственными органами с участием органов местного самоуправления, институтов гражданского общества единых подходов к решению вопросов молодежной политики;
осуществить системное развитие органов, реализующих (участвующих в реализации) молодежной политики, учреждений по работе с молодежью, органов молодежного самоуправления, молодежных и детских общественных объединений, молодежного добровольчества, наставничества молодежи, поддержки молодежных проектов и инициатив;
сформировать комфортную психологически безопасную образовательную среду;
повысить эффективность использования имеющихся ресурсов в рамках достижения целей молодежной политики;
заложить фундаментальную основу для профессионализации молодежной политики, ее научного, методического и информационного обеспечения.
9. Контроль за реализацией Стратегии
Контроль за реализацией Стратегии осуществляет Правительство Алтайского края.
Для контроля за ходом реализации Стратегии Правительство Алтайского края утверждает план мероприятий по реализации Стратегии, в который включаются меры, необходимые для достижения установленных основных показателей результатов реализации Стратегии.
Основным механизмом контроля реализации Стратегии является мониторинг реализации молодежной политики в Алтайском крае, предусмотренный законом Алтайского края от 03.09.2021 N 83-ЗС «О молодежной политике в Алтайском крае».
Дополнительными механизмами контроля реализации Стратегии являются: мониторинг достижения показателей национального проекта «Молодежь и дети», декомпозированных на Алтайский край; контроль использования средств межбюджетных трансфертов, предоставленных из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края в целях финансового обеспечения реализации программ по поддержке лучших практик в сфере добровольчества (волонтерства) и комплексного развития молодежной политики в муниципальных образованиях Алтайского края, систематический анализ отчетной документации по формам федерального статистического наблюдения N 1-молодежь, утвержденным приказом Федеральной службы государственной статистики от 21.08.2023 N 402 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральным агентством по делам молодежи федерального статистического наблюдения в сфере молодежной политики», и аналитического отчета о результатах мониторинга реализации молодежной политики, подготовленного во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2022 N 1840 «Об утверждении Правил осуществления мониторинга реализации молодежной политики в Российской Федерации, Правил подготовки доклада о положении молодежи в Российской Федерации, перечня обязательной информации, подлежащей мониторингу реализации молодежной политики в Российской Федерации, и перечня обязательной информации, подлежащей включению в доклад о положении молодежи в Российской Федерации»; анализ результатов мониторинга эффективности реализации молодежной политики в иных субъектах Российской Федерации (системы ключевых показателей).