Постановление Правительства Алтайского края от 07.05.2025 N 180 "О внесении изменения в постановление Правительства Алтайского края от 24.09.2021 N 352"
ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07.05.2025 N 180
г. Барнаул
О внесении изменения в постановление Правительства Алтайского края от 24.09.2021 N 352
Правительство Алтайского края постановляет:
Внести в постановление Правительства Алтайского края от 24.09.2021 N 352 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания граждан в Алтайском крае» (в редакции от 05.03.2024 N 51) изменение, изложив Положение, утвержденное указанным постановлением, в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края В.П. Томенко
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Алтайского края
от 07.05.2025 N 180
ПОЛОЖЕНИЕ
о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания граждан в Алтайском крае
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в целях установления порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Алтайском крае (далее – «государственный контроль»).
2. Предметом государственного контроля является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание на территории Алтайского края (далее – «поставщики социальных услуг»), требований Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Алтайского края, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания (далее – «обязательные требования»).
3. Органом, уполномоченным на осуществление государственного контроля, является Министерство социальной защиты Алтайского края (далее – «уполномоченный орган»).
4. От имени уполномоченного органа государственный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица:
руководитель уполномоченного органа и его заместители;
государственные гражданские служащие Алтайского края, замещающие должности государственной гражданской службы в уполномоченном органе, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (далее – «уполномоченные лица»).
5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководитель уполномоченного органа и его заместители.
6. Уполномоченные лица пользуются правами и исполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – «Федеральный закон N 248-ФЗ»), а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Объекты государственного контроля
7. Объектами государственного контроля являются:
а) деятельность, действия (бездействие) поставщиков социальных услуг, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
б) результаты деятельности поставщиков социальных услуг, в том числе услуги, к которым предъявляются обязательные требования.
8. Уполномоченный орган ведет учет объектов государственного контроля и связанных с ними поставщиков социальных услуг в соответствующем перечне (далее – «перечень»).
9. Перечень содержит следующую информацию:
а) полное наименование поставщика социальных услуг;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) индивидуальный номер налогоплательщика – юридического лица, индивидуального предпринимателя;
г) наименование объекта государственного контроля;
д) место нахождения объекта государственного контроля;
е) присвоенная категория риска причинения вреда (ущерба) (далее – «категория риска»).
10. При сборе, обработке и анализе сведений об объектах государственного контроля с целью их учета уполномоченные лица используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
11. При осуществлении учета объектов государственного контроля на поставщиков социальных услуг не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся на государственных или муниципальных информационных ресурсах.
12. Информация об объектах государственного контроля актуализируется по мере ее поступления.
13. Перечень размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – «официальный сайт уполномоченного органа»).
III. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля
14. При осуществлении государственного контроля применяется система оценки и управления рисками.
15. Уполномоченный орган при осуществлении государственного контроля относит объекты государственного контроля к одной из следующих категорий риска:
а) чрезвычайно высокий риск;
б) высокий риск;
в) средний риск;
г) низкий риск.
Отнесение объектов государственного контроля к категориям риска осуществляется решением руководителя уполномоченного органа или его заместителей.
16. Критериями отнесения объектов государственного контроля к категориям риска с учетом тяжести и вероятности причинения ими вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате наступления негативных событий, а также вероятности несоблюдения ими обязательных требований являются:
а) наличие выявленных в ходе плановых контрольных (надзорных) мероприятий нарушений обязательных требований;
б) предоставление поставщиком социальных услуг социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
в) численность получателей социальных услуг, которым поставщиком социальных услуг предоставляются социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
17. Объект государственного контроля относится к категории чрезвычайно высокого риска, если:
а) в ходе последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения соблюдения обязательных требований;
б) поставщик социальных услуг предоставляет социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания;
в) численность получателей социальных услуг, которым поставщиком социальных услуг предоставляются социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, составляет более 60 человек.
18. Объект государственного контроля относится к категории высокого риска, если:
а) в ходе последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия не выявлены нарушения соблюдения обязательных требований;
б) поставщик социальных услуг предоставляет социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания;
в) численность получателей социальных услуг, которым поставщиком социальных услуг предоставляются социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, составляет более 60 человек.
19. Объект государственного контроля относится к категории среднего риска, если:
а) поставщик социальных услуг предоставляет социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания;
б) численность получателей социальных услуг, которым поставщиком социальных услуг предоставляются социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, составляет менее 60 человек.
20. При отсутствии факта, указанного в подпункте «б» пункта 16 настоящего Положения, объект государственного контроля относится к категории низкого риска.
IV. Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом
ценностям при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов
21. Уполномоченный орган может проводить следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) документарная проверка;
в) выездная проверка.
22. В отношении объектов государственного контроля, которые отнесены к категории чрезвычайно высокого риска, проводится инспекционный визит или документарная проверка либо выездная проверка 1 раз в год.
23. В отношении объектов государственного контроля, которые отнесены к категории высокого риска, проводится инспекционный визит или документарная проверка, либо выездная проверка 1 раз в 2 года, либо 1 обязательный профилактический визит 1 раз в год.
24. В отношении объектов государственного контроля, которые отнесены к категории среднего риска, периодичность проведения обязательных профилактических визитов определяется в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 25 Федерального закона N 248-ФЗ.
25. В отношении объектов государственного контроля, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия и обязательные профилактические визиты не проводятся.
V. Организация профилактических мероприятий при осуществлении государственного контроля
26. Уполномоченным органом ежегодно утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
27. При осуществлении государственного контроля могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережений;
г) консультирование;
д) профилактический визит;
е) самообследование.
28. В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты государственного контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, уполномоченное лицо незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) уполномоченного органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий либо в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, принимает меры, указанные в статье 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
29. Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
30. Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного контроля готовится 1 раз в год, утверждается приказом руководителя уполномоченного органа и размещается на официальном сайте уполномоченного органа в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
31. В случае наличия у уполномоченного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований либо признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уполномоченный орган объявляет поставщику социальных услуг предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее – «предостережение») и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
32. Поставщики социальных услуг вправе в течение 20 рабочих дней со дня получения предостережения подать в уполномоченный орган возражения в отношении указанного предостережения.
33. В возражениях указываются:
а) наименование поставщика социальных услуг;
б) идентификационный номер налогоплательщика – юридического лица, индивидуального предпринимателя;
в) дата и номер направленного предостережения;
г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) поставщика социальных услуг, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
34. Возражения направляются поставщиками социальных услуг в бумажном виде почтовым отправлением в уполномоченный орган, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты уполномоченного органа, либо в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
35. Уполномоченный орган рассматривает возражения и по итогам рассмотрения направляет ответ поставщику социальных услуг в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений.
36. Консультирование поставщиков социальных услуг и их представителей осуществляется уполномоченным лицом по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического, контрольного (надзорного) мероприятия.
37. Уполномоченные лица осуществляют консультирование по следующим вопросам:
а) соблюдение обязательных требований в сфере социального обслуживания;
б) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) профилактика рисков нарушения обязательных требований;
г) порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) уполномоченных лиц.
38. По итогам консультирования информация в письменной форме поставщикам социальных услуг и их представителям не представляется, за исключением случая поступления письменного запроса о предоставлении письменной консультации по вопросам, указанным в пункте 37 настоящего Положения, в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для рассмотрения обращений граждан.
В случае поступления в уполномоченный орган пяти и более однотипных обращений поставщиков социальных услуг и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте уполномоченного органа письменных разъяснений, подписанных руководителем уполномоченного органа или его заместителем.
39. Профилактический визит проводится уполномоченным лицом в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности поставщика социальных услуг либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения «Инспектор». В ходе профилактического визита поставщик социальных услуг информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам государственного контроля, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта государственного контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а уполномоченное лицо осуществляет ознакомление с объектом государственного контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов государственного контроля к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения поставщиком социальных услуг обязательных требований.
40. Профилактический визит проводится по инициативе уполномоченного органа (обязательный профилактический визит) или по инициативе поставщика социальных услуг. Срок проведения профилактических визитов не может превышать 10 рабочих дней.
41. Обязательный профилактический визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 2, 4 части 1, части 2 статьи 52.1 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательный профилактический визит в отношении поставщика социальных услуг, осуществляющего предпринимательскую деятельность по уходу с обеспечением проживания и (или) по предоставлению социальных услуг без обеспечения проживания, проводится не позднее 6 месяцев с даты представления уведомления о начале осуществления указанных видов предпринимательской деятельности.
42. Обязательный профилактический визит не предусматривает отказ поставщика социальных услуг от его проведения.
43. В рамках обязательного профилактического визита уполномоченное лицо при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов.
44. Профилактические визиты по инициативе поставщика социальных услуг проводятся в соответствии со статьей 52.2 Федерального закона N 248-ФЗ.
45. Поставщики социальных услуг могут проводить самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований (самообследование) в целях добровольного определения уровня соблюдения ими обязательных требований.
VI. Осуществление государственного контроля
46. В рамках осуществления государственного контроля проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) инспекционный визит;
б) документарная проверка;
в) выездная проверка;
г) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
д) выездное обследование.
47. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся уполномоченными лицами на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
48. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия уполномоченным органом принимается соответствующее решение, которое подписывается уполномоченным должностным лицом, указанным в пункте 5 настоящего Положения.
49. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ, а также перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля.
50. Индивидуальный предприниматель, являющийся поставщиком социальных услуг, в отношении которого назначено (запланировано) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, вправе представить в уполномоченный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится уполномоченным органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя.
51. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) поставщика социальных услуг (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного контроля.
52. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) поставщика социальных услуг (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного контроля.
53. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 – 5, 7 – 9 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
54. Инспекционный визит может быть проведен с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор».
55. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления поставщика социальных услуг. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте не может превышать 1 рабочий день.
56. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3, 4, 8 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
57. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
58. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
59. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 – 5, 7 – 9 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
60. Внеплановая документарная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3, 4, 8 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
61. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов.
62. О проведении выездной проверки поставщик социальных услуг уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала.
63. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 – 5, 7 – 9 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
64. Выездная проверка может быть проведена с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор».
65. Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3, 4, 8 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
66. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
67. При проведении инспекционного визита, выездных и документарных проверок уполномоченными лицами для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
68. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при совершении контрольных (надзорных) действий в виде опроса, осмотра, досмотра в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия принимается уполномоченными лицами самостоятельно. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении уполномоченных лиц технические средства, способные осуществлять фотосъемку, аудио- и видеозапись. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в протоколе контрольного (надзорного) действия и не требует дополнительного уведомления об этом поставщиков социальных услуг. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) действия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируется и указывается место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
69. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) производится уполномоченными лицами в соответствии со статьей 74 Федерального закона N 248-ФЗ.
70. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) производится без взаимодействия с поставщиком социальных услуг.
71. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, уполномоченным органом могут быть приняты следующие решения:
а) о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ;
б) об объявлении предостережения.
72. Выездное обследование проводится уполномоченными лицами по месту нахождения (осуществления деятельности) поставщика социальных услуг (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
73. Уполномоченными лицами в ходе выездного обследования проводится осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектов поставщика социальных услуг.
74. Выездное обследование проводится без информирования поставщика социальных услуг.
75. Срок проведения выездного обследования одного поставщика социальных услуг не может превышать 10 рабочих дней.
VII. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
76. Уполномоченными лицами по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее – «акт»).
77. Оформление акта производится в соответствии с требованиями статьи 87 Федерального закона N 248-ФЗ.
78. Ознакомление поставщика социальных услуг с актом производится в соответствии со статьей 88 Федерального закона N 248-ФЗ.
VIII. Досудебный порядок подачи жалобы
79. Поставщики социальных услуг, права и законные интересы которых, по их мнению, были нарушены в рамках осуществления государственного контроля, имеют право на досудебное обжалование в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
80. Жалоба на решения уполномоченного органа, действия (бездействие) уполномоченных лиц рассматривается руководителем, заместителем руководителя уполномоченного органа.
81. Жалоба на решения, действия (бездействие) руководителя уполномоченного органа рассматривается заместителем Председателя Правительства Алтайского края, координирующим деятельность уполномоченного органа.
82. Срок подачи жалобы, форма и содержание жалобы, основания для отказа в рассмотрении жалобы и порядок рассмотрения жалобы установлены статьями 40 – 43 Федерального закона N 248-ФЗ.
83. Рассмотрение жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной или иной охраняемой законом тайны, на бумажном носителе.