Постановление Правительства Алтайского края от 12.09.2024 N 338 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 17.11.2020 N 493"
ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12.09.2024 N 338
г. Барнаул
О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 17.11.2020 N 493
Правительство Алтайского края постановляет:
Внести в постановление Правительства Алтайского края от 17.11.2020 N 493 «Об утверждении Комплекса мер по оказанию помощи (медицинской реабилитации, социально-психологической, психолого-педагогической помощи) несовершеннолетним, пережившим суицидальную попытку» следующие изменения:
в наименовании и в пункте 1 постановления, в наименовании и в пункте 1 Комплекса мер, утвержденного указанным постановлением (далее - «Комплекс мер»), слова «, пережившим суицидальную попытку» в соответствующем падеже заменить словами «с суицидальным и (или) несуицидальным самоповреждающим поведением, и (или) совершившим суицидальную попытку» в соответствующем падеже;
в Комплексе мер:
в пункте 1.2:
второй, третий абзацы изложить в следующей редакции:
«Медицинская реабилитация - система лечебно-профилактических мероприятий, направленных на оказание специализированной помощи несовершеннолетним с суицидальным и (или) несуицидальным самоповреждающим поведением, и (или) совершившим суицидальную попытку.
Социально-психологическая помощь - система мероприятий, направленных на восстановление социальных связей несовершеннолетнего с суицидальным и (или) несуицидальным самоповреждающим поведением, и (или) совершившего суицидальную попытку, мобилизацию социального окружения несовершеннолетнего и его семьи, коррекцию межличностных семейных взаимоотношений и взаимодействия членов семьи.»;
пятый, шестой абзацы изложить в следующей редакции:
«Помощь несовершеннолетним с суицидальным и (или) несуицидальным самоповреждающим поведением, и (или) совершившим суицидальную попытку, оказывается специалистами системы здравоохранения, образования и социальной защиты.
Комплексная помощь (медицинская реабилитация, социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь) осуществляется в течение периода от 6 месяцев до 1 года и далее в сроки, необходимые для устранения причин и условий, способствующих суицидальному поведению, а также для преодоления и устранения негативных последствий суицидальной попытки, и (или) суицидального и (или) несуицидального самоповреждающего поведения для физического и психического здоровья несовершеннолетнего.»;
в пункте 1.3:
подпункт 1.3.1 изложить в следующей редакции:
«1.3.1. Принцип индивидуализированного подхода - заключается в учете личностных особенностей несовершеннолетнего с суицидальным и (или) несуицидальным самоповреждающим поведением, и (или) совершившего суицидальную попытку и его ближайшего окружения (родственников, друзей, соседей).»;
подпункт 1.3.3 изложить в следующей редакции:
«1.3.3. Принцип системности - предполагает работу с семьей несовершеннолетнего с суицидальным и (или) несуицидальным самоповреждающим поведением, и (или) совершившего суицидальную попытку, с коллективом класса и педагогами образовательной организации, где он обучается.»;
раздел 2 Комплекса мер изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края В.П. Томенко
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Алтайского края
от 12.09.2024 N 338
2. Этапы и содержание комплексной помощи
Вид помощи |
Организация |
Содержание помощи |
Продолжительность |
Результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 этап. Кризисная доврачебная поддержка | ||||
Доврачебная |
без ограничения |
кризисная поддержка несовершеннолетнего |
разовая помощь |
стабилизация эмоционального состояния (уменьшение аффективной напряженности) |
оповещение родителей (если суицидальная попытка и (или) суицидальное, и (или) несуицидальное самоповреждающее поведение предотвращены субъектом системы профилактики) |
установление контакта с ближайшим окружением; сбор экспресс-данных; инструктирование родителей (законных представителей) о проявлении оптимального реагирования на суицидальную попытку и (или) суицидальное, и (или) несуицидальное самоповреждающее поведение несовершеннолетнего | |||
2 этап. Кризисное вмешательство | ||||
Экстренная медицинская помощь |
скорая медицинская помощь |
оказание медицинской помощи врачом (фельдшером) скорой помощи |
разовая помощь |
стабилизация состояния и купирование соматических осложнений, представляющих угрозу жизни вследствие осуществления суицидальных действий |
отделения реанимации, интенсивной терапии |
оказание медицинской помощи врачом-реаниматологом, врачом-анестезиологом |
до стабилизации состояния | ||
Стационарная медицинская помощь |
психиатрические больницы (врачи-психиатры, врачи-психотерапевты, медицинские психологи) |
осмотр врачом-психиатром |
не более 30 дней |
стабилизация психического состояния |
первичный осмотр врачом-психотерапевтом |
1 прием |
определение вида и метода психотерапевтической помощи | ||
первичный осмотр медицинским психологом |
1 прием |
диагностика состояния | ||
психотерапия (индивидуальная или групповая) психотерапевтом, медицинским психологом |
10 сеансов |
дезактуализация авитальных намерений | ||
Психолого-педагогическая помощь |
образовательная организация (юридическое лицо), где обучается несовершеннолетний с суицидальным и (или) несуицидальным самоповреждающим поведением, и (или) совершивший суицидальную попытку и/или педагог-психолог, ответственный за оказание кризисной помощи в муниципальном образовании, центры психолого-педагогической, медико-социальной помощи (далее - «ППМС-центры») |
педсовет (совещание, планерка и др.) по анализу ситуации и стабилизации психоэмоционального состояния педагогов
|
не менее 1 раза |
стабилизация психоэмоционального состояния педагогов; определение ответственных и содержания адресного психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего с суицидальным и (или) несуицидальным самоповреждающим поведением, и (или) совершившего суицидальную попытку |
профилактическое
занятие в классном коллективе, в котором обучается несовершеннолетний/ |
не менее 1 раза |
профилактика/купирование негативных эмоциональных реакций и переживаний, актуализация социальных ресурсов поддержки в преодолении кризисной ситуации (службы помощи, телефон доверия) | ||
проведение планового/внепланового тематического родительского собрания по обсуждению вопроса родительской эмоциональной поддержки подростка в кризисной ситуации |
не менее 1 раза |
информирование родителей о маркерах антивитального и депрессивного поведения, об особенностях проживания детьми и подростками кризисных событий и способах оказания эмоциональной поддержки
| ||
3 этап. Повышение уровня адаптации | ||||
Амбулаторно-поликлиническая помощь несовершеннолетнему |
психоневрологические диспансеры, кабинеты участкового врача-психиатра при ЦРБ, кабинеты медико-психо-социальной работы в амбулаторных условиях: диспансерное наблюдение не менее 6 месяцев (по решению врачебной комиссии), консультативное наблюдение не менее 1 года |
осмотр врачом-психиатром |
1 раз в месяц в течение 1 года |
терапия психического расстройства, предотвращение повторных суицидальных действий |
осмотр врачом-психотерапевтом (до психотерапии и после) |
не менее 2 раз |
определение вида и метода психотерапевтической помощи; итоговая диагностика | ||
тестирование медицинским психологом (до терапии и после) |
не менее 2 раз |
диагностика эмоционально-волевой сферы и риска развития социальной дезадаптации | ||
психотерапия (индивидуальная или групповая) психотерапевтом, медицинским психологом |
10 сеансов |
дезактуализация антивитальных намерений | ||
Социально-психологическая помощь |
краевые государственные организации социального обслуживания |
социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений |
в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг, исходя из индивидуальной нуждаемости |
психологическая поддержка, поиск ресурсов, создание социально-психологической поддерживающей среды в окружении несовершеннолетнего, своевременное выявление кризисных ситуаций, оказание при необходимости социально-психологической помощи |
социально-психологический патронаж | ||||
оказание консультативной психологической помощи | ||||
содействие в предоставлении медицинской и психологической помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение) | ||||
содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей |
исходя из индивидуальной нуждаемости | |||
мероприятия по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании |
исходя из индивидуальной нуждаемости | |||
Психолого-педагогическая помощь |
образовательная организация (юридическое лицо), где обучается несовершеннолетний с суицидальным и (или) несуицидальным самоповреждающим поведением, и (или) совершивший суицидальную попытку и/или педагог-психолог, ответственный за оказание кризисной помощи в муниципальном образовании, ППМС-центры |
психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей) |
в соответствии с индивидуальной программой психолого-педагогического сопровождения, исходя из индивидуальной нуждаемости
|
повышение родительской компетенции в вопросах воспитания, создании безопасной атмосферы в семье; снижение уровня
психоэмоцио-нального напряжения; мотивирование на получение комплексной
помощи и инфромирование об учреждениях, где ее можно получить; определение
зон ответственности между педагогами и родителям |
оказание консультативной, коррекционно-развивающей психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему с суицидальным и (или) несуицидальным самоповреждающим поведением, и (или) совершившим суицидальную попытку |
в соответствии с индивидуальной программой психолого-педагогического сопровождения, исходя из индивидуальной нуждаемости несовершеннолетнего: для совершивших суицидальную попытку – не менее 20 встреч в течение 6 месяцев; с суицидальным поведением – не менее 15 встреч в течение 6 месяцев; с несуицидальным самоповреждающим поведением – не менее 10 встреч в течение 3-6 месяцев |
снижение стрессовых факторов, стабилизация психоэмоционального состояния с опорой на внутренние и внешние ресурсы несовершеннолетнего; формирование эффективных
коппинг-стратегий по преодолению кризисной ситуаци | ||
мероприятия по профилактике/снижению школьной дезадаптации и трудностей в обучении несовершеннолетнего с суицидальным и (или) несуицидальным самоповреждающим поведением, и (или) совершившим суицидальную попытку |
исходя из индивидуальной нуждаемости |
создание ситуаций успеха в обучении и условий для реализации потребностей в коммуникации со сверстниками и значимыми взрослыми; контроль за поведением обучающегося во время образовательного процесса | ||
включение несовершеннолетнего с суицидальным и (или) несуицидальным самоповреждающим поведением, и (или) совершившего суицидальную попытку в социально значимую деятельность |
постоянно |
формирование позитивных потребностей, устойчивых интересов (спорт, искусство, познание) |