Правовые акты Алтайского края
ПРАВОВЫЕ АКТЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Постановление Правительства Алтайского края от 28.12.2023 N 538 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края"

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28.12.2023                                                                                                   N 538

 

г. Барнаул

 

Об утверждении государственной программы Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование при-родных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края»

 

 

В целях реализации на территории Алтайского края государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326, государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318, и государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 322, в соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 09.08.2023 N 302 «Об утверждении порядка разработки и реализации государственных программ Алтайского края» Правительство Алтайского края постановляет:

1. Утвердить государственную программу Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края» (приложение).

2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Алтайского края:

от 03.07.2020 N 287 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края»;

от 20.11.2020 N 499 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287»;

от 12.02.2021 N 38 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287»;

от 24.03.2021 N 89 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287»;

от 21.05.2021 N 168 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287»;

от 30.12.2021 N 504 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287»;

от 04.02.2022 N 33 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287»;

от 14.04.2022 N 122 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287»;

от 09.09.2022 N 324 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287»;

от 26.12.2022 N 512 «О некоторых актах Администрации Алтайского края и Правительства Алтайского края»;

от 30.01.2023 N 23 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287»;

от 23.05.2023 N 168 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287»;

от 14.08.2023 N 308 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287».

3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.

 

 

Губернатор Алтайского края,

Председатель Правительства

Алтайского края                                                                             В.П. Томенко

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Алтайского края

от  28.12.2023 N 538

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства  Алтайского края»

 

 

I. Стратегические приоритеты государственной программы Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края»

 

1.  Оценка текущего состояния сферы охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, развития лесного хозяйства Алтайского края

 

1.1.  Охрана окружающей среды на территории Алтайского края

 

Состояние окружающей среды в Алтайском крае характеризуется в целом как удовлетворительное, однако уровень загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв на отдельных территориях превышает установленные нормативы. Экологическими проблемами по-прежнему остаются загрязнение поверхностных водных ресурсов и воздуха в результате деятельности промышленных предприятий и транспорта, постоянное увеличение количества отходов производства и потребления. Основная территория Алтайского края расположена в зоне повышенного природного потенциала загрязнения атмосферы, который характеризуется частой повторяемостью штилей и приземных инверсий, что затрудняет рассеивание вредных веществ и способствует их накоплению в атмосфере.

Загрязнение атмосферного воздуха складывается из поступлений вредных веществ от стационарных и передвижных источников, больше всего загрязняющих веществ приходится на транспорт – от общего объема выбросы составляют 62%, оставшиеся 38% выбрасывают в атмосферу предприятия.

Общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в крае в 2022 году (включая автомобильный и железнодорожный транспорт) составил 483,0 тыс. тонн.

Тем не менее, по оценке независимой экспертной комиссии «Зеленый патруль», которая более 10 лет формирует рейтинг экологического благополучия России,  Алтайский край по итогам 2022 года удерживает свою позицию в десятке лидеров.

В Алтайском крае по состоянию на 01.01.2023 года функционирует 117 особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) регионального значения: 35 государственных природных заказников, 80 памятников природы, природные парки «Ая» и «Предгорье Алтая». Общая площадь региональных и федеральных ООПТ в Алтайском крае составляет 1002,45 тыс. гектаров, или 5,97% от общей площади края. По России в целом ООПТ различных уровней и категорий занимают около  14,14 % общей площади страны.

В целях расширения совокупной площади ООПТ проводятся научные исследования с привлечением квалифицированных специалистов.

 

1.2.    Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края

 

Одной из основных задач развития строительной отрасли Алтайского края является обеспечение строительных организаций и организаций, осуществляющих производство строительных материалов, основными общераспространенными полезными ископаемыми (далее – ОПИ).

ОПИ, используемыми в данной сфере и разрабатываемыми на территории Алтайского края, являются пески строительные, песчано-гравийная смесь, строительный камень, кирпичные суглинки. Ведение кадастра и баланса общераспространенных полезных ископаемых обеспечивает надлежащую работу системы недропользования Алтайского края.

 

1.3.    Развитие системы обращения с отходами на территории Алтайского края

 

К основным проблемам в сфере обращения с отходами в крае относятся: несоответствие значительного количества объектов размещения отходов требованиям природоохранного и санитарного законодательства; отсутствие стопроцентного охвата населения края централизованной системой сбора твердых коммунальных отходов (далее также – ТКО); низкая степень вовлечения ТКО в материальную сферу производства и слабое развитие переработки твердых коммунальных отходов вследствие недостаточности специализированных мусороперерабатывающих предприятий.

Действующая Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, предусматривает 7 зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; 16 полигонов твердых коммунальных отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Объем образования ТКО в 2022 году составил 527,7 тыс. тонн.

По состоянию на 01.01.2023 коммунальная услуга «Обращение с твердыми коммунальными отходами» предоставляется во всех городах и практически во всех крупных населенных пунктах края более чем 2118 тыс. человек (93,38%) в 879 населенных пунктах (54,77%).

На территории края функционирует 9909 мест накопления ТКО, на которых размещено более 35 тысяч контейнеров и бункеров.

 

1.4.    Развитие лесов Алтайского края

 

Земли лесного фонда Российской Федерации на территории Алтайского края занимают 4438 тыс. га, что составляет 26,4% всех земель региона. Площадь лесов Алтайского края составляет 1,4% площади лесов Сибирского федерального округа.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные и эксплуатационные. Площадь защитных лесов составляет 72%, эксплуатационных - 28%. Изменение запасов лесных насаждений из года в год незначительно. Это свидетельствует о недостаточном использовании древесины, особенно малоценных пород березы и осины.

Средняя лесистость по краю составляет 23,0%.

В настоящее время в аренду переданы лесные участки площадью 2581,5 тыс. га, в том числе для заготовки древесины - 68 лесных участков площадью 2242,2 тыс. га. Установленный объем заготовки древесины на арендуемых лесных участках составляет 2993,3 тыс. куб. м. Для осуществления рекреационной деятельности в аренду переданы 126 лесных участков площадью 257,9 га.

Для получения точной и объективной оценки эксплуатационных запасов лесных насаждений, ежегодного определения возможного объема заготовки древесины при планировании мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов необходимы данные лесоустройства. В настоящее время на площади более 2 млн. га мероприятия по лесоустройству не проводились более 10 лет. Необъективность оценки лесных ресурсов является одним из сдерживающих факторов развития лесного комплекса.

Лесовосстановительные мероприятия направлены на своевременное восстановление лесов на вырубаемых площадях, гарях и сокращение площади не покрытых лесной растительностью земель. Фонд лесовосстановления лесов на землях лесного фонда Алтайского края на начало 2023 составил 59,6 тыс. га.

В крае сформирована устойчивая система прогнозирования, предупреждения, обнаружения и ликвидации лесных пожаров. Важным элементом этой системы являются пожарно-химические комплексы, включающие в себя 161 пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, 2 пожарно-химические станции, 157 пожарных наблюдательных вышек, 57 из которых оборудованы современными системами видеонаблюдения.

Большое внимание уделяется своевременному и качественному проведению профилактических противопожарных мероприятий, противопожарному обустройству лесов.

В связи с благоприятными для развития вредных организмов погодными условиями с 2012 года наблюдается увеличение их очагов. В первую очередь это происходит за счет массового распространения нового инвазивного вида стволового вредителя - полиграфа уссурийского, способы и методы борьбы с которым до сих пор не разработаны. Также активизировались вредные организмы, ранее формировавшие очаги на территории края, что связано с цикличностью их развития.

В настоящее время за всеми очагами вредных организмов установлен постоянный надзор.

 

1.5.    Развитие водохозяйственного комплекса Алтайского края

 

Водные ресурсы Алтайского края представлены поверхностными и подземными водами, которые служат источниками водоснабжения для хозяйственно-питьевых, производственных целей, для нужд энергетики, орошения, а также являются водоприемниками сточных вод.

По территории Алтайского края протекает 17085 рек общей протяженностью более 51 тыс. км.

Наиболее крупным искусственным водным объектом Алтайского края является Гилевское водохранилище на р. Алей. Его емкость составляет 471 млн. куб. м. Плотина протяженностью 2760 м создает водоем с площадью зеркала 59,5 кв. км. Склюихинское водохранилище является вторым по величине и предназначено для обеспечения водой г. Рубцовска в период весенне-летнего паводка р. Алей, летнюю и зимнюю межени. Проектная емкость водохранилища составляет 36,8 млн. куб. м, длина   дамбы - 6,5 км.

В Алтайском крае количество озер превышает 11 тыс., из них свыше 230 имеют площадь более 1 кв. км. Наиболее крупные озера находятся в степной зоне края: оз. Кулундинское (728 кв. км), оз. Кучукское (181 кв. км), оз. Горькое в Романовском районе (140 кв. км), оз. Большое Топольное (76,6 кв. км), оз. Большое Яровое (66,7 кв. км).

Неравномерное распределение водных ресурсов на территории Алтайского края и их интенсивное использование создают проблемы водообеспечения, что усугубляется загрязнением и нерациональным использованием водных источников. Основными источниками загрязнения поверхностных водных объектов являются сточные воды, поступающие в реки Алей, Бия, Обь, Барнаулка, Чарыш, Чумыш, Катунь и др. Около трети промышленно-ливневых сточных вод предприятий сбрасывается в водоемы без достаточной степени очистки и использования в системах оборотного водоснабжения.

Основными веществами, загрязняющими поверхностные воды на протяжении последних лет, остаются нефтепродукты, железо общее и фенолы летучие.

В первую очередь в экологической реабилитации нуждаются водные объекты, подверженные интенсивной антропогенной нагрузке, а также частично или полностью измененные. Такие водные объекты расположены в пределах городских и сельских территорий, в районах добычи полезных ископаемых и интенсивного сельскохозяйственного освоения.

Причинами необходимости реабилитации являются высокий уровень загрязнения водоемов, изменение русел и гидрологических характеристик рек, обмеление или эвтрофикация водных объектов, замусоривание и захламление русел рек и прибрежных территорий.

Одним из самых опасных природных явлений является половодье, прохождение которого почти ежегодно на территории Алтайского края носит разрушающий характер. При анализе паводковой обстановки прошлых лет определены 22 муниципальных района и 54 населенных пункта, где наиболее вероятны риски затопления склоновыми и паводковыми водами, установлен 21 затороопасный участок на реках края. При превышении критических уровней в зону затопления попадает 16836 домов с населением 44283 человека.

В Алтайском крае имеются гидротехнические сооружения (далее –ГТС), ненадлежащее состояние которых угрожает возникновением чрезвычайных ситуаций, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей. До настоящего времени остается актуальной проблема обеспечения безопасности ГТС, оставшихся без собственника в результате ликвидации хозяйствующего субъекта, а также сооружений, эксплуатирующие организации которых не принимают мер, направленных на обеспечение безопасности принадлежащих им объектов. Большинство из них (свыше 90%) построено из грунтовых и каменно-грунтовых материалов, во многих случаях хозяйственным способом, без проектно-сметной документации. Средний срок эксплуатации ГТС на сегодняшний день составляет 30 лет и более. В то же время доля таких сооружений со сроками эксплуатации более 30 лет составляет свыше 50%. Капитальный ремонт требуется 20% из них.

 

1.6.    Сохранение, рациональное использование и прирост численности объектов животного мира Алтайского края

 

В современных условиях вопросы охраны и устойчивого использования охотничьих и водных биологических ресурсов приобретают особое значение.

Общая площадь охотничьих угодий Алтайского края составляет 15,2 млн. га, в том числе переданная в долгосрочное пользование юридическим лицам - 11,9 млн. га. Общедоступные охотничьи угодья занимают площадь 3,3 млн. га и расположены на территории 22 районов края.

Наличие общедоступных охотничьих угодий, не закрепленных за охотпользователями и не входящих в состав ООПТ регионального значения, приводит к необходимости принятия комплекса мер по охране охотничьих ресурсов, проведению биотехнических мероприятий, регулированию численности объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты.

В настоящее время наиболее масштабно реализуются только природоохранные мероприятия, охватывающие практически всю площадь охотничьих угодий. Биотехнические мероприятия, направленные на поддержание и увеличение численности охотничьих ресурсов, обеспечение их воспроизводства, осуществляются только в закрепленных охотничьих угодьях и в государственных природных заказниках регионального значения.

 

1.7. Развитие рыбохозяйственного комплекса Алтайского края

 

Алтайский край обладает достаточным потенциалом для развития рыбохозяйственного комплекса, включающим широкий спектр направлений деятельности –  от прогнозирования сырьевой базы отрасли до организации торговли рыбной продукцией.

Рыбохозяйственные мероприятия направлены на зарыбление водоемов в целях формирования ихтиофауны с преобладанием ценных в потребительском отношении видов водных биоресурсов. Результатом станет увеличение объемов добычи (вылова) водных биоресурсов в целях промышленного рыболовства, аквакультуры (рыбоводства) и любительского рыболовства, что значительно повысит доступность свежей рыбы и рыбной продукции для жителей края.

Основными пользователями водных биологических ресурсов на территории Алтайского края являются: ОАО «Каменский рыбозавод», ОАО «Рыбпром «Алтайский», ООО «Барром», ООО «Арсал», ООО «Корал», ООО «Магтал», ИП Кошмак С.А., ОАО «Биокапитал», ООО «Био-салина», ООО «Морская Звезда», рыбоперерабатывающее предприятие «Диаф».

Объемы возможной добычи (вылова) водных биологических ресурсов в водоемах Алтайского края в 2022 году составили 3539,0 тонн, из них: рыба – 2183,0 тонны, речной рак - 60,0 тонн, гаммарус - 157,0 тонн, циста артемии – 1055,0 тонн, другие водные биоресурсы – 84,0 тонны.

Таким образом, основными проблемами в сфере экологии и охраны окружающей среды на текущем этапе являются:

загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами от стационарных и передвижных источников;

отсутствие достоверной информации о состоянии минерально-сырьевой базы строительных материалов и слабое развитие отраслей, связанных с добычей ОПИ;

сложности в  области обращения с отходами,  в том числе из-за отсутствия достаточных мощностей для их сортировки и переработки;

давность материалов лесоустройства, неактуальность данных таксации лесов, высокий класс пожарной опасности (вследствие аномальных погодных условий и высокой ветровой нагрузки), зараженность лесных массивов вредными организмами;

недостаточность защиты территории края от наводнений;

высокий уровень загрязнения крупных водных объектов, засорение и захламление русел рек;

недостаток штатной численности государственных охотничьих инспекторов по причине недофинансирования;

несовершенство законодательной базы препятствует созданию рыбоводно-рыболовных участков, искусственному воспроизводству рыбных ресурсов, проведению мелиоративных и противозаморных мероприятий.

Потенциал развития в сфере экологии и охраны окружающей среды региона заключается в достижении эффективного развития системы инженерно-защитных и берегоукрепительных сооружений, а также проведении мероприятий по увеличению пропускной способности русел рек, обеспечении устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, выполнении поисковых работ с целью оценки ранее изученных, но не учтенных государственным балансом участков ОПИ, а также выявлении новых участков, строительстве комплексов для сортировки и переработки твердых коммунальных отходов, обеспеченности высококвалифицированными кадрами.

 

2.  Приоритеты и цели государственной политики в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, развития лесного хозяйства Алтайского края

 

Приоритеты государственной политики в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, развития лесного хозяйства Алтайского края» установлены в следующих документах:

указы Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», от 04.02.2021 N 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации»;

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30.04.2012;

Стратегия  экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176;

Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р;

Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 N 212-р;

стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 N 312-р;

Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до  2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р;

комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденная приказом Минприроды России от 14.08.2013 N 298;

стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года, утвержденная законом Алтайского края от 06.09.2021 N 86-ЗС;

национальный проект «Экология», утвержденный протоколом заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 N 2;

Стратегия цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Алтайского края, утвержденная Губернатором Алтайского края, Председателем Правительства Алтайского края В.П. Томенко.

Приоритетами государственной политики в сфере реализации настоящей государственной программы являются:

формирование современной эффективной системы государственного управления в природоохранной сфере;

сохранение биологического разнообразия, формирование экологического мышления, экологической культуры граждан, а также создание эффективной системы экологического воспитания и образования на базе особо охраняемых природных территорий;

создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами и снижение объема отходов, направляемых на полигоны;

восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;

обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод;

повышение эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов.

Целью настоящей государственной программы является защита окружающей природной среды и снижение влияния на нее неблагоприятных антропогенных факторов.

 

3.  Взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации

 

Государственная программа разработана с учетом стратегических приоритетов, целей и показателей государственных программ Российской Федерации «Охрана окружающей среды», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326, «Развитие лесного хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318, и «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 322.

 

4.  Задачи государственного управления в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, развития лесного хозяйства Алтайского края, способы их эффективного решения

 

С учетом приоритетов и целей государственного управления в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, развития лесного хозяйства Алтайского края определены следующие ключевые задачи:

1. Обеспечение экологической безопасности водных объектов и предотвращение негативного воздействия поверхностных вод на территории региона.

Для решения задачи планируется реализация комплекса мероприятий, направленных на проведение работ на водных объектах с целью предотвращения затопления и подтопления населенных пунктов.

2. Обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов.

Для решения задачи продолжится реализация комплекса мероприятий по проведению работ по лесовосстановлению и лесоразведению, а также приобретению специализированной техники и оборудования.

3. Развитие ООПТ.

Для решения задачи планируется реализация комплекса мероприятий, направленных на развитие ООПТ, проведение на них контрольных (надзорных), биотехнических и учетных мероприятий и мониторинг редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных в рамках ведения Красной книги Алтайского края.

4. Создание современной и эффективной системы обращения с отходами.

Для решения задачи планируется реализация комплекса мероприятий по содействию строительству и вводу в эксплуатацию объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО.

5. Развитие экологической культуры образования и воспитания.

Для решения задачи планируется реализация комплекса мероприятий, направленных на предоставление государственной поддержки в сфере экологического воспитания, образования и просвещения, на информационное содействие формированию экологической культуры населения.

6. Сохранение, рациональное использование и прирост численности объектов животного мира.

Для решения задачи планируется реализация комплекса мероприятий, направленных на содействие  сохранению и рациональному  использованию водных биологических ресурсов.

 

II. Правила предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в рамках реализации государственной программы Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края»

 

Правила предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации региональных проектов по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде для достижения целей, показателей и результатов регионального проекта «Чистая страна» в рамках федерального проекта «Чистая страна», входящего в состав национального проекта «Экология», приведены в приложении 1 к настоящей государственной программе.

Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий, направленных на экологическую реабилитацию водных объектов, капитальный ремонт ГТС, строительство сооружений инженерной защиты от наводнений и берегоукрепления приведены в приложении 2 к настоящей государственной программе.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к государственной программе Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края»

 

 

 

ПРАВИЛА

предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации региональных проектов по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и    наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде для достижения целей, показателей и результатов регионального проекта «Чистая страна» в рамках федерального проекта «Чистая страна»,   входящего в состав национального проекта «Экология»

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящие Правила устанавливают порядок, цели и условия предоставления субсидий из бюджета Алтайского края бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации региональных проектов по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде для достижения целей, показателей и результатов регионального проекта «Чистая страна» в рамках федерального проекта «Чистая страна», входящего в состав национального проекта «Экология» (далее – «субсидии», «региональный проект»).

1.2. Настоящие Правила применяются в части, не противоречащей нормативным правовым актам Российской Федерации, устанавливающим порядок и условия предоставления субсидии (иных межбюджетных трансфертов) из федерального бюджета.

1.3. В настоящих Правилах под природоохранными проектами понимаются проекты, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде (далее – «природоохранные проекты»).

Реализация природоохранных проектов по рекультивации земельных участков, загрязненных в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляется на земельных участках, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 N 445 «Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде».

1.4. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется за счет средств краевого бюджета, в том числе за счет субсидий, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета на указанные цели.

1.5. Главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на предоставление субсидий,  является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее – «Главный распорядитель», «Минис-терство»).

1.6. Субсидии предоставляются Главным распорядителем в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период на реализацию государственной программы Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края», и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Главному распорядителю.

 

2. Условия и порядок предоставления субсидий

 

2.1. Для рассмотрения возможности получения субсидий администрация муниципального образования представляет Главному распорядителю заявку (письмо в произвольной форме) с обоснованием необходимости и целесообразности реализации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок (далее – «мероприятия») с привлечением субсидий, а также гарантийное письмо, подтверждающее намерение муниципального образования предусмотреть бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, связанных с их реализацией.

2.2. Условиями отбора муниципального образования для предоставления субсидий являются:

а) включение объекта, предусмотренного мероприятием, в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде в случае ликвидации наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде;

б) включение мероприятия в федеральный проект «Чистая страна» для получения софинансирования из федерального бюджета.

Субсидии предоставляются на софинансирование проектов, прошедших отбор на право получения субсидии в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

2.3. Условиями предоставления субсидии являются:

а) наличие утвержденной муниципальной программы либо подпрограммы муниципальной программы, предусматривающей реализацию проекта, направленного на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта «Чистая страна», входящего в состав национального проекта «Экология»;

б) наличие утвержденной проектно-сметной документации по ликвидации объекта, положительного заключения (положительных заключений) государственной экспертизы и (или) государственной экологической экспертизы в случаях, когда проведение таких экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным, положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости природоохранного проекта, выданного организацией, имеющей аккредитацию на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации.

2.4. Субсидия бюджету муниципального образования предоставляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» между Главным распорядителем и муниципальным образованием (далее – «Соглашение»).

Соглашение, разработанное в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, должно в том числе  содержать:

2.4.1. сведения о размере предоставляемых субсидий, порядок, условия и сроки их перечисления в бюджет муниципального образования, а также сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию соответствующих расходных обязательств;

2.4.2. значения показателей результативности использования субсидий, согласующиеся со значениями целевых показателей и индикаторов государственной программы Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края» и (или) со значениями целевых показателей и индикаторов Соглашения;

2.4.3. перечень природоохранных проектов;

2.4.4. реквизиты муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляются субсидии;

2.4.5. сроки и порядок предоставления отчетности об использовании субсидий муниципальным образованием, в том числе:

а) ежеквартальный отчет об исполнении графика выполнения мероприятий природоохранных проектов - не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным;

б) ежеквартальный отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидий - не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным;

в) ежеквартальный отчет о расходах, в целях софинансирования которых предоставлены субсидии, - не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным;

2.4.6. порядок осуществления контроля за выполнением муни-ципальным образованием обязательств, предусмотренных Соглашением;

2.4.7. сведения об ответственности сторон за нарушение условий Соглашения;

2.4.8. порядок вступления в силу Соглашения.

2.5. Размер субсидии бюджету муниципального образования Алтайского края определяется по следующей формуле:

 

Субi = S x Vi / sum Vi, где:

 

Субi - объем субсидии бюджету i-го муниципального образования;

S - общий объем субсидий, подлежащих распределению между муниципальными образованиями, исходя из объемов лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год и плановый период, доведенных до главного распорядителя бюджетных средств;

sum Vi - суммарный объем средств, необходимых муниципальным образованиям, прошедшим отбор, для реализации природоохранных проектов;

Vi - объем средств, необходимых i-му муниципальному образованию, прошедшему отбор, для реализации природоохранного проекта.

Субсидии муниципальным образованиям распределяются в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

2.6. Перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке на счета территориального органа Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований.

 

3. Контроль соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий

 

3.1. Остаток не использованных на 1 января очередного финансового года субсидий подлежит возврату в краевой бюджет в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.

3.2. В случае нарушения администрацией муниципального образования установленных при предоставлении средств условий, а также недостижения значений результатов предоставления субсидии, выявленных в том числе по фактам проверок, проведенных Министерством и органами государственного финансового контроля, средства подлежат возврату в краевой бюджет в предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке и в установленные соответствующим требованием Министерства либо предписанием органов государственного финансового контроля сроки.

3.3. В случае если администрацией муниципального образования по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по достижению результатов использования субсидии, предусмотренных соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставлении субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии (Vвозврата), рассчитывается по формуле:

 

Vвозврата = (Vсубсидии x k x m/n) x 0,1,

где:

Vсубсидии - размер субсидии, предоставленной получателю в отчетном финансовом году;

m – количество результатов использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го значения результата использования субсидии, имеет положительное значение;

n – общее количество результатов использования субсидии;

k – коэффициент возврата субсидии.

При расчете объема средств, подлежащих возврату, в размере субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования (Vсубсидии), не учитывается возвращенный остаток субсидий.

3.4. Муниципальное образование ежеквартально, до 3 числа месяца, следующего за отчетным, представляет Главному распорядителю отчет о целевом использовании субсидий.

3.5. Муниципальное образование обеспечивает полноту и достоверность сведений, представляемых в Министерство

3.6. Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели. Нецелевое использование бюджетных средств влечет применение мер ответственности, предусмотренных действующим законодательством.

3.7. Контроль за соблюдением администрацией муниципального образования условий, целей и порядка предоставления субсидии осуществляется Министерством и органами государственного финансового контроля.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к государственной программе Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства  Алтайского края»

 

 

ПРАВИЛА

предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета

бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий,

направленных на экологическую реабилитацию водных объектов,

капитальный ремонт ГТС, строительство сооружений инженерной

защиты от наводнений и берегоукрепления

 

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящие Правила определяют цель, порядок и условия предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов (округов) в целях софинансирования расходных обязательств по реализации мероприятий регионального проекта «Развитие сети инженерной защиты от наводнений и берегоукрепительных сооружений Алтайского края» государственной программы Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края», направленных на экологическую реабилитацию водных объектов, капитальный ремонт ГТС, строительство сооружений инженерной защиты от наводнений и берегоукрепления (далее соответственно – «субсидия», «мероприятие»).

1.2. Главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на предоставление субсидий, является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее – «Главный распорядитель»).

1.3. Субсидии предоставляются Главным распорядителем в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период на реализацию государственной программы Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края», и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Главному распорядителю.

 

2. Условия и порядок предоставления субсидий

 

2.1. Для рассмотрения возможности получения субсидий администрация муниципального образования представляет Главному распорядителю заявку (письмо в произвольной форме) с обоснованием необходимости и целесообразности реализации мероприятий с привлечением субсидий, а также гарантийное письмо, подтверждающее намерение муниципального образования предусмотреть бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий.

2.2. Предоставление субсидий осуществляется с учетом следующих условий:

а) экономическая эффективность реализации мероприятий, выраженная в обеспечении защищенности населения и объектов экономики края от наводнений и иного негативного воздействия вод, экологически благоприятных условий жизни населения;

б) включение мероприятий в перечень мероприятий государственной программы Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края» в части капитальных вложений.

2.3. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется на основании соглашения, разработанного в соответствии с утвержденной приказом Министерства финансов Алтайского края типовой формой соглашения о предоставлении субсидий бюджету муниципального образования Алтайского края из краевого бюджета, которое заключается между Главным распорядителем и муниципальным образованием (далее – «Соглашение»).

2.4. Соглашение в соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 23.12.2019 N 532 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края» должно содержать в том числе:

2.4.1. сведения о размере предоставляемых субсидий, порядок, условия и сроки их перечисления в бюджет муниципального образования, а также сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию соответствующих расходных обязательств;

2.4.2. значения показателей результативности использования субсидий, согласующиеся со значениями целевых показателей и индикаторов государственной программы Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края» и (или) со значениями целевых показателей и индикаторов Соглашения, заключающегося на год предоставления субсидий, и обязательства муниципального образования по их достижению;

2.4.3. перечень объектов капитального строительства и обязательства муниципального образования по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) ГТС в пределах установленной стоимости строительства (реконструкции);

2.4.4. реквизиты муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляются субсидии;

2.4.5. сроки и порядок предоставления отчетности об использовании субсидий муниципальным образованием, в том числе:

а) ежеквартальный отчет об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству объектов капитального строительства - не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным;

б) ежеквартальный отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидий - не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным;

в) ежеквартальный отчет о расходах, в целях софинансирования которых предоставлены субсидии, - не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным;

2.4.6. порядок осуществления контроля за выполнением муниципальным образованием обязательств, предусмотренных Соглашением;

2.4.7. ответственность сторон за нарушение условий соглашения вследствие недостижения муниципальным образованием установленных значений результатов использования субсидии и несоблюдения графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) ГТС;

2.4.8. порядок вступления в силу Соглашения.

2.5. Размер субсидий определяется исходя из стоимости запланированных в рамках реализации мероприятий работ (услуг) по следующей формуле:

 

Сi = Xi1 + Xi2 + ... Xin, где:

 

Сi - размер субсидий, предоставляемых бюджету i-го муниципального образования на реализацию мероприятий;

Xi1, Xi2, Xin - объемы обоснованной потребности в софинансировании соответствующего объекта в i-м муниципальном образовании в очередном финансовом году.

Объем обоснованной потребности в софинансировании каждого объекта в i-м муниципальном образовании в очередном финансовом году определяется по формуле:

Xi = ССi - ДСi, где:

 

Xi - объем субсидий на софинансирование каждого объекта в i-м муниципальном образовании;

ССi - стоимость работ (услуг) по реализации мероприятий в i-м муниципальном образовании (в ценах года ее определения);

ДСi - доля софинансирования работ (услуг) из бюджета i-го муниципального образования при реализации мероприятий на соответствующий год, определяемая согласно предельному уровню софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из краевого бюджета.

2.6. Перечисление субсидии в бюджет муниципального образования осуществляется в установленном порядке на казначейский счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства.

 

3. Контроль соблюдения целей, условий и порядка

предоставления субсидий

 

3.1. Остаток не использованных на 1 января очередного финансового года субсидий подлежит возврату в краевой бюджет в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.

3.2. Муниципальное образование ежеквартально, до 3 числа месяца, следующего за отчетным, представляет Главному распорядителю отчет о целевом использовании субсидий.

3.3. Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели. Нецелевое использование бюджетных средств влечет применение мер ответственности, предусмотренных действующим законодательством.

3.4. В случае выявления фактов нарушения муниципальным образованием целей, условий и порядка предоставления субсидий, установленных настоящими Правилами, Главный распорядитель в течение 10 рабочих дней со дня выявления таких нарушений направляет муниципальному образованию требование о возврате субсидии в краевой бюджет. Её возврат производится не позднее истечения 30 календарных дней со дня получения указанного требования по реквизитам и коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, указанным в требовании.

 

Постановление Правительства Алтайского края "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края" от 28.12.2023 N 538