Постановление Правительства Алтайского края от 14.12.2023 N 485 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности"
ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14.12.2023 N 485
г. Барнаул
Об утверждении государственной программы Алтайского края «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»
В целях реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Алтайском крае, в соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 09.08.2023 N 302 «Об утверждении порядка разработки и реализации государственных программ Алтайского края» Правительство Алтайского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности».
2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Алтайского края:
от 31.12.2019 N 543 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»;
от 20.07.2020 N 313 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.12.2019 N 543»;
от 26.10.2021 N 399 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.12.2019 N 543»;
от 24.03.2022 N 91 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.12.2019 N 543»;
от 23.08.2022 N 301 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.12.2019 N 543»;
от 29.12.2022 N 536 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.12.2019 N 543».
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края В.П. Томенко
ПРИЛОЖЕНИЕ
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Алтайского края
от 14.12.2023 N 485
государственная программа
Алтайского края «Энергосбережение и повышение энергетической
эффективности»
Стратегические приоритеты государственной программы Алтайского края «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»
1. Оценка текущего состояния сферы энергосбережения и энергетической эффективности Алтайского края
По итогам определения рейтинга регионов по классам энергоэффективности за 2022 год Алтайскому краю присвоен класс энергоэффективности «А». Алтайский край находится среди 30 лучших регионов России в категории классов «А» и «А+».
Дальнейшее повышение энергосбережения и энергетической эффективности имеет важнейшее значение для развития энергетики в Алтайском крае. Основной производитель электрической и тепловой энергии в регионе – группа компаний ООО «Сибирская генерирующая компания» (далее – группа СГК), представленная АО «Барнаульская генерация», генерирующим активом которого являются Барнаульская ТЭЦ-2, Барнаульская ТЭЦ-3, Бийская ТЭЦ-1, Южная тепловая станция.
Кроме предприятий группы СГК, деятельность по производству тепловой и электрической энергии на территории Алтайского края осуществляют АО «Алтай-Кокс», ОАО «Кучуксульфат», МУП «ЯТЭК», ОАО «Черемновский сахарный завод», работающие в режиме комбинированной выработки.
Крупнейшим предприятием, занимающимся передачей, распределением и реализацией тепловой энергии в Алтайском крае, является АО «Барнаульская генерация», представленная филиалами «Барнаульская теплосетевая компания», «Барнаульская тепломагистральная компания», «Бийскэнерготеплотранзит».
Суммарная установленная мощность объектов группы СГК (АО «Барнаульская генерация») в регионе на 31.12.2022 составила: по электрической энергии – 1281,2 МВт, по тепловой энергии – 4728,4 Гкал/ч.
Для производства тепловой и электрической энергии в Алтайском крае электростанции в основном используют угли Кузнецкого, Канско-Ачинского бассейнов, месторождений Хакасии. Котельные по выработке тепловой энергии работают на угле, мазуте и природном газе. Также за последние годы несколько котельных муниципального значения переведено на местные альтернативные виды топлива, такие как щепа, пеллеты, лузга.
В Алтайском крае в 2022 году потребление электрической энергии составило 10,2 млрд. кВт·ч (внутреннее производство – 6,6 млрд. кВт·ч), тепловой энергии – 16,7 млн. Гкал.
В структуре промышленного производства края на электроэнергетику приходится 10,5 % (в среднем по Российской Федерации – 8 %).
В крае реализуется программа газификации. Уровень газификации региона составляет 16,1 %.
Ведущими видами экономической деятельности в сфере промышленности Алтайского края являются машиностроение (вагоно-, котло-, дизелестроение, сельхозмашиностроение), электро- и теплоэнергетика, производство кокса, резиновых и пластмассовых изделий, оборонная промышленность, химическое производство, деревообработка, а также легкая промышленность.
В Алтайском крае энергоемкость валового регионального продукта по итогам 2022 года составила 12,8 т.у.т./млн. руб. В результате опережающего роста валового регионального продукта над ростом объемов потребления топливно-энергетических ресурсов отмечается снижение энергоемкости валового регионального продукта в сравнении с уровнем 2019 года на 28,9 %. Тем не менее энергоемкость валового регионального продукта на 11,5 % выше энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации (11,48 т.у.т./млн. руб.), установленной по итогам 2021 года.
Дальнейшее развитие топливно-энергетического комплекса и повышение рентабельности генерации энергии на существующих мощностях сдерживается высокой степенью износа оборудования и основных фондов энергосистемы, а также отсутствием на территории региона собственных запасов основных видов топлива в достаточном количестве. На начало 2022 года нормативный срок службы (более 30 лет) отработало генерирующее оборудование с суммарной мощностью 622 МВт (39,3 % установленной мощности всех электростанций энергосистемы Алтайского края). Наиболее масштабные вводы генерирующих мощностей в Алтайском крае происходили в 1960 – 1980-е годы.
Топливно-энергетический баланс Алтайского края недостаточно оптимизирован с учетом возможности использования местных и возобновляемых источников энергетических ресурсов, доля которых в структуре потребления составляет менее 1 %. Кроме того, энергосистема региона является дефицитной в части производства электрической энергии. Производство электрической энергии собственными генерирующими мощностями в Алтайском крае обеспечено на 65 %, остальные 35 % поставляются из энергосистем соседних регионов по сетям 220 – 500 кВ.
Уровень износа объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры в крае по состоянию на 01.01.2021 составляет по объектам теплоснабжения 54,8 % (в том числе центральные тепловые пункты – 49,4 %, котельные – 41,1 %, тепловые сети – 66,9 %), водоснабжения – 52,7 %. Деятельность жилищно-коммунального хозяйства сопровождается значительными потерями энергетических ресурсов и воды при их передаче и потреблении, в том числе из-за отсутствия энергетических паспортов и плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Результаты тепловизионного контроля ограждающих конструкций обследованных зданий свидетельствуют, что общие теплопотери превышают нормативные.
Анализ потребления топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае показывает, что за последние 10 лет произошло существенное изменение структуры тепловых и электрических нагрузок. Наиболее значительный прирост потребления электроэнергии наблюдается в жилищном секторе и промышленности. Рост потребления тепловой энергии отмечается в промышленности и сельском хозяйстве.
В условиях нарастающего дефицита энергоносителей и увеличения стоимости всех видов энергии актуальным становится использование любых резервов энергетики, позволяющих увеличить генерацию с минимальными затратами.
Таким образом, остаются нерешенными следующие проблемы:
высокая энергоемкость валового регионального продукта Алтайского края;
высокий износ энергетического оборудования, несбалансированность имеющихся и требуемых мощностей электросетевой и теплосетевой инфраструктуры;
значительные потери энергоресурсов в процессе их производства и транспортировки до потребителей;
низкая степень вовлечения в хозяйственный оборот местных и возобновляемых источников топливно-энергетических ресурсов;
недостаточные темпы реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетных учреждениях Алтайского края и секторе ЖКХ;
отсутствие механизмов тарифной политики, стимулирующих энергосбережение;
низкая доля энергоэффективного транспорта из-за преобладания транспорта, работающего на бензине и дизельном топливе;
недостаточная количественная подготовка специалистов в области энергосбережения и эффективного использования энергетических ресурсов;
низкий уровень информированности населения об энергосбережении.
Решению обозначенных проблем будет способствовать осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения. Реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями Алтайского края совместных мероприятий, направленных на запуск процессов обновления и роста производственных мощностей за счет внедрения нового энергосберегающего оборудования и создания новых энергоэффективных производств, позволит обеспечить не только надежное энергоснабжение потребителей, но и активизирует энергосбережение на территории Алтайского края.
Решение задач в области энергосбережения особенно актуально для бюджетной сферы и сферы жилищно-коммунального хозяйства, поскольку на содержание именно этих сфер направляется значительная часть средств бюджетов различных уровней. В настоящее время все здания учреждений бюджетной сферы края обеспечены приборами учета потребляемых энергоресурсов, проведено обязательное энергетическое обследование этих учреждений. Для данных объектов разработаны и реализуются программы и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, разрабатываются и актуализируются целевые уровни снижения потребления суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и воды.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Приоритеты государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности Алтайского края определены следующими документами:
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2019 N 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики»;
распоряжениями Правительства Российской Федерации:
от 09.06.2020 N 1523-р об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года;
от 01.06.2021 N 1447-р об утверждении плана мероприятий по реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года;
от 29.10.2021 N 3052-р об утверждении Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года;
законами Алтайского края:
от 11.07.2011 N 84-ЗС «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Алтайском крае»;
от 06.09.2021 N 86-ЗС «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года».
Приоритетами государственной политики в сфере реализации настоящей государственной программы являются:
установление требований по энергетической эффективности новых жилых, общественных и промышленных зданий;
снижение совокупного объема потребления дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой и электрической энергии, угля и воды государственными учреждениями;
увеличение доли использования энергоэффективного освещения в государственных учреждениях Алтайского края;
установление и выполнение целевого уровня снижения потребления суммарного объема потребляемых энергетических ресурсов и воды в зданиях государственных учреждений;
увеличение доли оснащения зданий государственных учреждений автоматизированными индивидуальными тепловыми пунктами.
Целью настоящей государственной программы является снижение энергоемкости экономики Алтайского края.
Целевые показатели установлены в таблице 2 паспорта государственной программы.
3. Взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Настоящая государственная программа разработана с учетом стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 321.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности
С учетом приоритетов и целей государственного управления в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности определены следующие ключевые задачи:
Задача 1. Развитие энергосбережения и повышение энергетической эффективности в государственном секторе, секторе ЖКХ и отраслях экономики Алтайского края.
На региональном уровне будет осуществляться постепенное снижение энергоемкости экономики Алтайского края вследствие сокращения удельных расходов топливно-энергетических ресурсов в государственном секторе, отраслях экономики и секторе ЖКХ Алтайского края и достижения установленных целевых уровней снижения потребляемых энергетических ресурсов и воды государственными учреждениями Алтайского края.
Задача 2. Поддержание экономических основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Алтайского края.
В целях решения задачи будет осуществляться повышение квалификации работников бюджетной сферы, ответственных за энергосбережение и энергоэффективность, информационная поддержка и пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере, сфере ЖКХ и среди населения.